Posted 30 июля 2020, 06:40
Published 30 июля 2020, 06:40
Modified 30 марта, 13:42
Updated 30 марта, 13:42
Суверенитет — это очень рентабельно, по-прежнему уверен Лукашенко. Он не собирается, как уже много раз доказывал, добровольно отказываться от власти. Всегда перед выборами президента в его стране возникает какая-то угроза, которую «батька» героически побеждает, спасая Белоруссию. В этот раз тем удобнее, что угроза поглощения небольшой по населению и стратегической по своему расположению страны достаточно реальна. Речь, конечно, не про вторжение с Запада, со стороны Евросоюза или НАТО, хотя и про его опасность не забывают напоминать белорусские власти. На этот раз это драма, сюжет которой — желание России провести «глубокую интеграцию» Белоруссии.
Лукашенко всю предвыборную кампанию недвусмысленную демонстрировал, что оппозиция в его стране опирается преимущественно на российскую поддержку. Неизвестно какого происхождения был почти миллион долларов наличными, который (с третьей попытки за один день) якобы обнаружили при обыске у оппозиционного блогера и потенциального кандидата в президенты Сергея Тихановского. Блогер, тем не менее, был задержан, а главным кандидатом на пост президента стала его жена Светлана Тихановская.
Однако мало у кого есть сомнения в том, что бывший глава российско-белорусского «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико, который тоже находится под арестом, поддержку мог получить только в Москве. Та же история и с другим экс-кандидатом, создателем фактически офшорной зоны «Парк высоких технологий» на западе страны Валерием Цепкало, который сам уехал с детьми в Россию, оставив свою жену помогать в кампании Светлане Тихановской.
В итоге, оппозицию в Белоруссии до последнего момента символизировали на этих выборах три женщины: Тихановская, Цепкало и экс-глава штаба Бабарико Мария Колесникова. Теперь же белорусские власти «подшивают» к этому триумвирату мужскую физиономию — коллективного сотрудника российской частной военной компании. Накануне в Белоруссии были задержаны 33 предполагаемых бойца российской ЧВК «Вагнер», сообщило 29 июля белорусское государственное информагентство (БелТА). Из них 32 были задержаны в санатории под Минском, еще один — в Гомеле. Всего в страну, как утверждают белорусские госсми, «забросили» около двухсот «вагнеровцев» — якобы для «дестабилизации обстановки перед президентскими выборами». Президент Александр Лукашенко уже провел по этому поводу заседание Совета безопасности, граница с Россией де-факто закрыта.
Возвращаясь к теме оппозиции, надо сказать, что в отсутствии воображения белорусских силовиков не обвинишь. Чего стоит одно сообщение о том, что задержанных ждали, но не дождались на деревенской дискотеке местные женщины. Такой вот парафраз на тему: «У оппозиции в Белоруссии женское лицо». Ну и, конечно, аллюзия на старый анекдот, заканчивающийся фразой: «Не дождетесь».
Все гадают теперь, насколько правдива история, которую рассказывают белорусские власти. Вариантов озвучивается масса, какие только слухи ни ходят. Кто-то пишет в телеграм-каналах, что это Кремль специально «подыграл» Лукашенко, потому официальная Москва особо и не комментирует происходящее в соседней республике и не реагирует на возмущенные призывы белорусских властей объяснить происходящее. По другой версии, Лукашенко действительно испугался, что его всерьез хотят свергать по «крымскому сценарию». Ему памятно как бывший уже российский посол Михаил Бабич, отставки которого добился в итоге Минск, завозил в республику бывших «присоединителей» Крыма к России. Ну а про дворцовые перевороты и «апоплексические удары табакеркой» белорусский лидер наверняка читал в советском учебнике истории.
Есть и еще более экзотические конспирологические версии, как, например, соглашение белорусских спецслужб с руководством российского Минобороны. Мол, в ведомстве Сергея Шойгу часто раздражаются из-за поведения крупнейшей частной военной компании, принадлежащей, по версии многих российских СМИ, близкому к Кремлю предпринимателю Евгению Пригожину. Вот пригожинцев, которые якобы наладили канал переброски своих сотрудников через Минск в другие страны чуть ли не гражданской авиацией, и было решено торжественно «накрыть» в Белоруссии. Тут и Лукашенко выгода — он предстает последним рубежом на пути поглощения страны Россией, и российские высокопоставленные лица прямо намекают «вагнеровцам», что надо поубавить свою активность.
В таком случае, правда, остается необъясненным вопрос, зачем вообще каким бы то ни было боевикам отправляться «на дело» через Минск. Можно же вылететь в Сирию вместе с российскими грузовыми бортами, а оттуда уже совершенно бесконтрольно почти куда угодно — хоть в Ливию, хоть в Центральноафриканскую республику, хоть на Мадагаскар.
В общем, необъясненного в этой истории много. И оно, скорее всего, так и останется для большинства загадкой. Можно выбрать любую версию из циркулирующих в прессе и соцсетях версию, и поверить в нее. Или даже выдумать свою, если вы увлекаетесь конспирологией. В реальности, в этой драме с ЧВК «Вагнер» в главной роли, сам сюжет не так важен, как его последствия.
Задержание потенциальных боевиков, среди которых вдобавок немало бывших бойцов пророссийских формирований, успевших (и это-то уже подтвердил, например, Захар Прилепин) повоевать в Донбассе, открывает для Александра Лукашенко множество перспектив. Первая, если официальная белорусская версия верна, по-прежнему его свержение. Ведь заброшено якобы более 200 человек, а задержали только «33 богатыря». Впереди выборы, митинги и другая массовая активность населения.
Вторая — разгром и разгон оппозиции. Идут новые задержания, в том числе Виталия Шклярова, который из белорусского гражданина в официальных новостях внезапно превратился в «российского политтехнолога». Третья — установление непроницаемого кордона на границе с Россией (в обе стороны, чтобы не сбегали, как Цепкало). Четвертая — торг одновременно с Кремлем и Украиной за лиц, воевавших с оружием в руках на стороне самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Наконец, пятая и главная — переизбрание или, точнее, самопереназначение 9 августа Александра Лукашенко на новый президентский срок.
И после этого уже не будет играть почти никакой роли, реальной ли была история с «вагнеровцами» или это была плохая театральная постановка. Тем более, что, как сообщают СМИ, при задержании у них не обнаружено запрещенных в Белоруссии предметов и какого-либо обвинения им так и не предъявлено.
Всем, кто хочет адекватно оценивать ситуацию в Минске, надо помнить, что в одном Александр Лукашенко не лукавит. Может быть (и даже скорее всего) он вовсе не единственный щит на пути Кремля к поглощению Белоруссии. Но при этом какими бы прозападными ни были оппозиционные активисты, белорусская реальность такова, что существует сейчас только два реальных альтернативных сценария развития ситуации: сохранение «Беларуси Лукашенко» или появление подмандатной российской Белоруссии. И которая из них «Беларусь/Белоруссия здорового человека», а которая — «Беларусь/Белоруссия курильщика», которая имеет больше шансов вырасти в потенциале в тихое зажиточное европейское общество, судить только самим белорусам в зависимости от симпатий, антипатий, исторического опыта и политических предпочтений.
Иван Преображенский