Posted 23 июля 2020, 14:23
Published 23 июля 2020, 14:23
Modified 30 марта, 13:44
Updated 30 марта, 13:44
Последние данные Росстата по демографии показывают, что пандемия внесла (и, вероятно, еще будет вносить) в этом году существенный «вклад» в сокращение российского населения. Впрочем, как уже неоднократно приходилось показывать, в последние годы оно сокращалось и без всякого коронавируса. Однако COVID-19, похоже, резко усилил этот процесс.
Для начала общие цифры статистики. С января по май 2020 года естественная убыль (разница между числом умерших и родившихся) в России составила более 221 тысячи человек. Напомню, что в январе—мае 2019 года население России сократилось «всего» на 181 тысячу человек. То есть убыль населения страны по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 40 тысяч человек.
Если экстраполировать темпы сокращения россиян за первые пять первых месяцев на весь текущий год, то можно предположить, что по его итогам естественная убыль в Российской Федерации может составить от 500 тысяч до 600 тысяч человек. Иначе говоря, почти вдвое больше, чем в «доковидный» 2019 год, когда, по данным Росстата, естественная убыль в РФ составила «лишь» 316 тысяч человек.
Судя по всему, существенным фактором этой негативной динамики стала именно пандемия. Невероятно низкие (по сравнению с другими странами) показатели смертности от ковида в России, о которых регулярно с гордостью говорят власти, не должны вводить нас в заблуждение.
На первый взгляд, в нашей стране в этом плане все если не лучезарно, то и вправду в разы лучше, чем во многих других странах. Согласно официальной статистике, на 22 июля от пандемии коронавируса в России умерли «всего» 12722 человека. Или 1,6% от общего числа инфицированных в 787 846 человек (здесь и далее приводятся данные университета Хопкинса на ту же дату). Сравнение смертности от ковида с другими, в том числе, весьма развитыми государствами, на первый взгляд, в нашу пользу.
Так, в США, где COVID-19 инфицировано уже почти четыре миллиона человек, смертность от него составляет 142 тысячи человек или 3,6%. В Бразилии заболели более 2,1 миллиона человек, умерло около 81,5 тысячи (смертность 3,7%). В Индии инфицированы почти 1,2 млн, умерло около 29 тысяч человек (2,4%). В Великобритании инфицированы более 297 тысяч, умерли 45507 человек (смертность более 15%). Во Франции инфицированы более 214 тысяч, умерли 30 168 (14%).
На этом фоне российская смертность от ковида (напомним — 1,6%) и впрямь выглядит почти феноменальной. Лучше только в Белоруссии, Туркмении и Северной Корее. Естественно, из этого либо нужно делать вывод о том, что система здравоохранения России в разы, а то и на порядок, лучше, чем в самых развитых странах мира, либо вновь вспомнить об особом геноме обладателей российского паспорта. Вне зависимости от расовых, этнических и культурных различий, гражданство РФ, видимо, само по себе оказывает лечебно-профилактическое воздействие.
Есть еще и третий вариант. Исходя из общей статистики смертности в России за май (то есть тот месяц, на который в стране пришелся пик нынешней эпидемии), можно предположить, что реальная смертность от пандемии или от причин, вызванных ею (например, осложнения на сердце или усугубление проблем у онкологических больных) значительно выше, чем показывает официальная статистика.
По данным Росстата, в целом за январь—май 2020 смертность в стране выросла, что я предполагал еще несколько месяцев назад. Формально увеличение небольшое — «всего» на 2,5 тысячи случаев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако тут надо заметить, что речь именно о росте смертности даже по официальным показателям, в то время как в последние годы государственная статистика давала нам совсем другие цифры, согласно которым буквально до последнего времени смертность в стране постоянно сокращалась.
По понятным причинам это вызывало недоуменные вопросы экспертов, поскольку никаких объективных предпосылок к уменьшению смертности в стране не было. В России, скажем, не стали меньше пить, наше здравоохранение не становилось лучше и доступнее, а экономика в лучшем случае стагнировала (а в реальности с 2014 года находится в перманентном кризисе).
Тем не менее, как было отмечено, в целом за пять месяцев нынешнего года смертность в стране увеличилась «всего» на 2,5 тысячи человек. Однако в мае произошел настоящий скачок. В этот месяц в России умерли почти 173 тысячи человек. Это на 18 тысяч человек больше, чем в мае 2019 года (около 155 тысяч человек). Чтобы было еще наглядней — убыль населения России в мае 2020 (во время пика пандемии) выросла почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила за этот месяц более 62 тысяч человек, в то время как в мае 2019 года этот показатель был на уровне 32,5 тысячи человек.
В нынешних условиях общий прогноз на этот год, как отмечалось выше, будет неутешителен. Убыль населения Российской Федерации в 2020 году вероятнее всего вернется на уровень самых тяжелых лет «лихих девяностых» (не менее полумиллиона человек в год). И это без поправки на вероятность второй волны коронавируса и последствий продолжающегося экономического кризиса.
Александр Желенин