Posted 29 июня 2020, 07:00
Published 29 июня 2020, 07:00
Modified 30 марта, 13:54
Updated 30 марта, 13:54
Приближается финал пресловутого всероссийского голосования по конституционным поправкам. Нет никакого смысла в стотысячный раз давать характеристику этому ритуальному действу, не имеющему ничего общего с политическими практиками цивилизованных стран. Однако, как представляется, будет не лишним присмотреться к электронному волеизъявлению, которого удостоились москвичи и нижегородцы.
С недавних пор чиновники, отвечающие за онлайн-голосование, как заведенные, твердят про блокчейн-платформу, которая обеспечит возможность корректного дистанционного вотирования. Вероятно, они полагают, что новомодный термин «блокчейн» сам по себе должен производить завораживающее действие на неискушенных слушателей. Для пущего впечатления бюрократы ловко жонглируют такими понятиями, как «анонимность», «безопасность», «шифрование». Словом, не плебисцит, а политическая пастораль.
Поэтому здесь необходимо сделать пояснение. Говоря простым языком, блокчейн — это технология «неизменяемых записей», позволяющая регистрировать и верифицировать действия всех участников в распределенной базе данных. В результате этого процесса возникает «цепочка блоков», которая, собственно, и называется блокчейном. Он, безусловно, до определенной степени безопасен и криптостоек, но далеко не так анонимен, как это нам преподносят пропагандисты. При должном желании раскрыть личность зарегистрированного пользователя не составит труда.
Кроме того, теория не всегда соответствует практике. По идее, любая блокчейн-платформа — это надежно защищенная система. А между тем дело обстоит не совсем так. Например, ее можно взломать извне. Убедиться в том, что таких случаев предостаточно, позволяют тематические новости специализированного ресурса SecurityLab.ru. Но в данном конкретном случае опасность подобного рода кажется несколько преувеличенной.
Куда рациональнее установить контроль над блокчейн-системой непосредственно со стороны администратора. Пока нет верных оснований полагать, что нечто подобное проделано во время нынешнего голосования. Но тем не менее некоторая гипотетическая вероятность этого все равно остается. Впрочем, есть и другие способы подчинить своим интересам продвинутую технологию.
Добиться желаемого результата, в частности, позволяет так называемая Атака Сивиллы. Суть этого весьма действенного метода состоит в следующем. Некие люди стремятся получить преобладание в онлайн-системе, создав энное число новых учетных записей. Остальное — уже дело техники. Между прочим, этот подход применим не только к социальным сетям, но и к узлам блокчейна. Кстати, довольно похоже на то, о чем сообщал телеканал «Дождь».
Еще один прием высокотехнологичного обмана известен как Атака 51%. Она заключается в том, что злоумышленник захватывает контроль над подтверждением транзакций и генерацией блоков. Правда, при этом нападающий должен располагать вычислительными мощностями, превосходящими возможности остальных участников сети. Иными словами, иметь контрольный пакет. И нетрудно догадаться, на чьей стороне в рассматриваемом случае будет заведомое превосходство.
Сценарии могут немного разниться, но так или иначе очередной электоральный фарс в России сопровождается, как подобает легкому жанру, раскатами смеха. Едва сейчас стоило ждать чего-то нового, принципиально отличного от принятых традиций. Слишком велика цена для главного героя и одновременно заказчика этой комической постановки. К тому же, надо заметить, что вышеописанные разновидности криптомошенничества прекрасно дополняют друг друга. В стране безграничных административных возможностей даже блокчейн способен преподнести сюрприз.
Роман Трунов