Posted 11 июня 2020, 15:45
Published 11 июня 2020, 15:45
Modified 30 марта, 14:02
Updated 30 марта, 14:02
Актера Михаила Ефремова ждет суровое наказание. Заслуженное — он убил человека, сев за руль пьяным. А нас, судя по всему, ждет широкомасштабный показательный судебный процесс.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин уже поручил комитету по безопасности и противодействию коррупции взять на контроль ситуацию вокруг смертельного ДТП с участием Ефремова. «Закон один для всех. Пьяная езда недопустима. Если это влечет гибель человека — до 12 лет тюрьмы, кто бы за рулем ни был», — подчеркнул Володин.
Правда, эти его слова вызывают некоторое недоумение. Неужели у председателя нижней палаты парламента есть основания полагать, что независимые российские следствие и суд могут вдруг попасть под влияние высокопоставленных покровителей артиста? Отреагировать на звонок из Кремля, где тоже найдутся ценители таланта «гражданина поэта»? Или, страшно подумать, взять у подсудимого деньги за более мягкий приговор? Володин словно хочет заранее предупредить потенциальных мздоимцев: народные избранники будут строго следить за тем, чтобы преступник не ушел от ответственности.
Я бы даже поаплодировала такой принципиальности, да память мешает. Еще не забыла, как перестала покупать бензин на лукойловских заправках десять лет назад. Тогда Mercedes вице-президента ЛУКОЙЛа влетел на Ленинском проспекте в Citroen, где находились две женщины. Одна погибла сразу, вторая умерла в реанимации. Уголовное дело завели только спустя два дня — и то под нажимом СМИ. За это время куда-то делись записи с видеокамер в момент аварии, пропали номера с машины бизнесмена, потерялись свидетели, говорившие, что Mercedes вылетел на встречку… Не выдержав всего этого торжества законности, скоропостижно скончался от инсульта муж и сын погибших женщин. А вскоре подоспел и приговор суда: виновной оказалась водительница Citroen — та, что погибла на месте.
И это далеко не единичный случай. «Росбалт» сделал подборку аварий, участниками которых становились «непростые» люди, уходившие от наказания или получавшие его мягче мягкого. Почему-то тогда спикер Госдумы или другие первые лица государства не просили коллег проследить за законностью.
Можно провести мысленный эксперимент. Например, представить, что за рулем джипа, выскочившего на встречку, в этот раз оказался не высмеивающий власть пьяница и дебошир Ефремов, а какой-то другой известный артист — допустим, из доверенных лиц президента. Заслуженный орденоносец Пупкин, который своей харизмой увлекает народ голосовать в нужном направлении, озвучивает судьбоносные поправки в Конституцию и вообще очень правильный человек с одним большим недостатком — любит выпить (или употребить что посерьезнее).
Предположу, что в лучшем случае граждане об этом инциденте даже не узнали бы. Родным погибшего курьера дали бы щедрые откупные. А эксперты российских ТВ-шоу так и продолжали рутинно ругать Америку, в которой негров убивают. В худшем случае, если бы видео аварии все-таки просочилось в Интернет, виновным могли признать и самого курьера — мол, нечего ездить по столице в каком-то переделанном картонном фургоне, не соответствующем нормам безопасности.
А вот будь в России настоящий закон — тот самый, который один для всех, — курьер Сергей Захаров был бы сегодня жив. Потому что водительские права у Михаила Ефремова, о пьяных выходках которого сейчас в красках рассказывают по всем телеканалам друзья и недруги артиста, должны были отобрать давным-давно. Но, видимо, представители ГИБДД тогда еще не получили указаний от Володина.
Если бы в России реально, а не на словах боролись с пьянством за рулем, то не ограничивались бы повышением штрафов, с ростом которых увеличивается лишь благосостояние гаишников, а могли бы, например, попытаться перенять опыт других стран. Один из френдов рассказал в Facebook, как это происходит в той же Америке.
Его остановили выпившим за рулем. Как только стало ясно, что уровень алкоголя в крови выше допустимого, полиция вызвала парамедиков и пожарную машину. Таков протокол. Приезд оплатил виновник торжества. Далее в суде френда лишили прав. А также обязали пройти курс реабилитации для алкоголиков в течение года. Все за его счет. Пропустишь занятия хоть раз — рискуешь сесть в тюрьму. Курс включал серию личных встреч с матерями детей, которых убили на дороге пьяные водители. И это было сильно. Френд говорит, что вдруг реально осознал: он тоже мог бы за одну секунду стать убийцей.
Я верю, что и Михаил Ефремов сейчас потрясен — вот только убитого им Сергея Захарова это уже не спасет. И те друзья актера, включая силовиков и политиков, которые вчера лишь добродушно посмеивались над закидонами вечно подвыпившего балагура, но сегодня гневно его обличают, тоже — убийцы. Пусть и пассивные. Потому что не остановили.
А весь этот показательный процесс по наказанию алкоголика и наркомана — да еще и талантливого, такого пнуть вдвойне приятно, — закончится ничем. По традициям нашей страны, после того как широкой публике надоест рыться в белье убийцы и убитого, все сойдет на нет. До следующего громкого инцидента. Лучше, конечно, с кем-то из не самых лояльных власти випов. Тогда можно будет опять на время вспомнить, что закон един для всех. И спустить на провинившегося свору цепных телесобак.
Виктория Волошина