Posted 21 мая 2020, 05:43
Published 21 мая 2020, 05:43
Modified 30 марта, 14:12
Updated 30 марта, 14:12
Европейский суд (European Court of Justice) отклонил иск Nord Stream 2 AG с просьбой рассмотреть законность поправок в газовую директиву ЕС. Для компании, созданной с целью планирования, строительства и последующей эксплуатации газопровода «Северный поток ‑ 2» это будет означать необходимость радикального изменения организационно-правовой структуры проекта.
Ранее власти Германии также отклонили жалобу компании на директиву. После долгого обсуждения в Берлине решили, что проект «Северный поток-2», замороженный из-за санкций США, не будет выведен из-под европейских энергетических антимонопольных ограничений. Этот газопровод и без того был в подвешенном состоянии. Западные компании боятся работать с ним из-за санкций, а своих технологических возможностей для строительства трубы России может и не хватить.
Теперь же и вовсе не ясно, нужен ли этот проект России. Согласно принятому решению, к моменту запуска трубопровода «Газпрому» необходимо будет найти отдельную компанию, которая выступит оператором «Северного потока-2». Сам же «Газпром» сможет остаться только поставщиком трубопроводного газа. Компания эта, естественно, не должна быть аффилирована с российским газовым монополистом, а доступ к трубе, в теории, надо будет обеспечить и для альтернативных поставщиков, если они найдутся.
Первая мысль, что помочь с созданием такой компании мог бы кто-нибудь из ближайших, а главное, доверенных партнеров России в Европе. Но и с этим у Кремля возникают сложности. У австрийского энергетического концерна OMV, одного из крупнейших партнеров России в ЕС, возникли серьезные вопросы к своему руководителю Райнеру Зеле. В публичном пространстве ему открыто предъявляют претензии в том, что он пытается жить за счет корпоративных финансов, как его российские друзья и партнеры.
Из-за этого скандала сотрудничество с австрийцами, которые в последние годы пытались сделать свою страну главным хабом, перераспределяющим потоки российского газа по всей Европе, тоже теперь под вопросом. Но на этом проблемы России в газовой сфере не заканчиваются. К атаке на нее подключаются теперь уже не только партнеры, но и потребители ее энергоресурсов, а также страны, по территории которых идет транзит.
Здесь начало положила Польша. Срок действия соглашения о транзите российского газа через ее территорию истек 17 мая, а договориться о заключении нового контракта Варшава и Москва не смогли. Если, разумеется, польская сторона вообще намеревалась это сделать.
Дело в том, что российский газ в таких количествах Евросоюзу сейчас просто не нужен. Коронакризис привел к резкому снижению его потребления и «затовариванию» этого рынка, в том числе, благодаря усилиям конкурентов, поставляющих в ЕС сжиженный газ. Его стало настолько много, что даже через Украину «Газпром» не прокачивает весь законтрактованный объем. Хотя платить все равно приходится полную сумму — по условиям подписанного недавно соглашения, российская компания ежедневно должна подавать заявку на прокачку 178 миллионов кубометров газа.
Все игроки уже поняли, что сейчас самое поторговаться. Европейцы хотят газ подешевле, а российский газовый монополист — снизить плату за его транзит. Однако равенства тут нет, в целом в проигрыше скорее Россия.
Тем более, что одной Польшей дело не ограничилось. По итогам марта поставки российского газа в Турцию упали в семь раз (по сравнению с тем же периодом прошлого года). Некоторые аналитики, которые сравнивают с 2018 годом, говорят и о падении вдвое большем — в 14 раз. Цифры впечатляют, в 2019 году Россия поставила в Турцию 1,418 млрд кубометров сырья, а в году текущем — всего 210 млн кубометров. И все это опять же связано с тем, что турки расширили поставки сжиженного природного газа из Алжира, Катара, Нигерии и США.
Получается, что Россия одновременно теряет и потребителей, и наиболее надежных партнеров, в лице немцев и австрийцев. Так что прежнего доверия в ближайшее время уже не будет.
Если не бояться делать громкие заявления, то можно сказать, что неоднократно озвучивавшийся в Москве проект «энергетической империи» окончательно похоронен нынешним положением на рынках углеводородного сырья, а также особенностями российской «нефтегазовой политики». Использование Кремлем поставок энергоносителей в качестве инструмента политического влияния приводит к тому, что потребители сами стараются искать других продавцов.
Ситуацию можно описать как кризис доверия, который наложился на экономические последствия пандемии. Сейчас у Кремля, похоже, просто нет инструментов, чтобы переломить негативный тренд. Однако российское руководство ничуть не беспокоится и ничего не делает для поиска новых источников дохода. У него явно есть надежда, что все вернется на круги своя. Так что проблема наполнения государственного бюджета в ближайшие годы может стать даже более острой, чем ожидали пессимисты.
Иван Преображенский