Posted 18 мая 2020, 13:35
Published 18 мая 2020, 13:35
Modified 30 марта 2024, 14:13
Updated 30 марта 2024, 14:13
В минувшие выходные Первый канал показал эрзац-версию финала «Евровидения-2020», который должен был состояться 16 мая в Роттердаме, но отменился из-за пандемии COVID-19. Юбилейный, 65-й, выпуск европейского музыкального конкурса мог бы стать неплохой отдушиной для измученных карантином телезрителей, а для политиков — очередным поводом продемонстрировать «мягкую силу».
От отмены конкурса пострадали многие: и телевидение, которое должно было транслировать все этапы, и артисты, и страна-хозяйка, вложившая в подготовку немалые силы и средства.
Шоу Europe Shine A Light («Европа зажигает огни») некоторые СМИ окрестили «утешительным». Несостоявшиеся полуфиналы были заменены онлайн-эфирами под названием Eurovision Song Celebration. Российская группа Little Big, уже успевшая прославиться конкурсной песней UNO (всего за сутки клип набрал более 4 млн просмотров на YouTube), выступила из дома в акустике. А главный концерт состоял из фрагментов конкурсных номеров, ярких выступлений прошлых лет, вдохновляющих речей и коллективной финальной песни Love Shine a Light — она победила на конкурсе еще 1997 года.
По словам исполнительного продюсера Eвропейского вещательного союза Ситсе Баккера, программа была призвана вдохновить и объединить не только европейцев, но и весь мир в тяжелые времена, напомнить о пострадавших и о тех, кто борется с эпидемией. Хватило ли для столь высокой задачи двух часов из музыкальных нарезок — вопрос спорный.
На российском телевидении мероприятие комментировали Юрий Аксюта и Яна Чурикова, причем их бесстрастный, официальный тон очень напоминал атмосферу обычного «Евровидения».
Собственно, в век технологий убирать состязательный элемент было вообще необязательно: во многих странах проводились собственные голосования на ТВ, различных специализированных сайтах, форумах и пабликах. Да, по накалу эмоций это не шло бы в сравнение с обычным конкурсом, когда есть контакт артистов со зрительным залом, с поклонниками и соперниками. Но в таком формате был бы заложен гораздо более важный смысл, чем смутное «единство» европейцев со всем миром: он бы показал, что, несмотря на коронавирус, жизнь продолжается.
А вместо этого нам показали номера на фоне пустого зала или безлюдных улиц. Вроде бы, цель исполнителей была в том, чтобы подбодрить людей, но подобное зрелище скорее производило впечатление жутковатой антиутопии. Красивый вокал, завораживающая мелодия или вдохновляющий текст не могли бы сгладить негативный эффект от навязчивого напоминания о вынужденной изоляции.
Тем песням, которые не прозвучали на полноценном конкурсе, было уделено совсем немного внимания — авторы программы ограничились нарезками по несколько секунд. Конечно, можно ссылаться на тот же YouTube, где найдется почти все, но в таком случае эта часть субботнего шоу выглядит вообще ненужной. За исполнителей вдвойне обидно: они лишились возможности не только выступить вживую, но и показать себя хотя бы в удаленном формате. А ведь многие номера были яркими и артистичными — как, например, у шведской соул-группы The Mamas с композицией Move или исполнительницы из Ирландии Лесли Рой с песней Story Of My Life.
Что до Little Big, то группа успела заявить о себе уже давно, в том числе и за пределами России. Музыканты не одержали победы в «неформальных» голосованиях, но показали, что в нашей стране есть не только «консервы из попсы». Хотелось бы, чтобы публика, которой телевидение ближе интернета, узнала и прочие хиты Little Big. Некоторые из них могут показаться провокационными и даже шокирующими, особенно для людей постарше, — но это вполне достойный продукт массовой культуры эпохи постмодерна, причем на мировом уровне.
Пока же остается пожелать артистам творческих успехов независимо от того, будут ли они участвовать в следующем конкурсе — на данный момент его планируют провести в том же Роттердаме. И пусть музыка, будучи актуальным искусством, все же не становится полным отражением социального катаклизма и очередным напоминанием о трудных временах.
Людмила Семенова