Posted 29 марта 2020, 21:02

Published 29 марта 2020, 21:02

Modified 30 марта, 14:36

Updated 30 марта, 14:36

Где же хваленый немецкий порядок?

29 марта 2020, 21:02
Елена Земскова
Германия в целом легкомысленно переживает эпидемию коронавируса, надеясь, что итальянский сценарий ей не грозит.

Когда я восемь лет назад переехала на ПМЖ в Германию (по семейным обстоятельствам), у меня было много стереотипов об этой стране и самих немцах. Как и многие другие русские, я думала о немцах, что они, например, в основном трудолюбивый, дисциплинированный, аккуратный, выдержанный и практичный народ — это из позитивного.

Большинство из этих стереотипов рухнули за время проживания в стране и непосредственного знакомства и общения с ее жителями, хотя кое-что все же оказалось не мифом. Когда же Германию накрыла эпидемия коронавируса, немцы приоткрылись с еще одной неожиданной стороны и появилась возможность лучше понять их ментальность.

После Второй мировой войны, которую в своем обращении к нации совсем не случайно упомянула, призывая к солидарности, канцлер Ангела Меркель, немцы, надо заметить, жили довольно безмятежно и расслаблено. А тут вдруг пандемия, на которую большинство жителей страны поначалу отреагировали настоящей паникой — в один миг с полок супермаркетов исчезли макароны, крупы, мука, дрожжи и пресловутая туалетная бумага. И хотя власти уверяют, что никакого дефицита нет, лично я до сих пор не могу купить ни муки, ни той же бумаги. В отличие от «хомячков» (Hamsterkäufe) — именно так здесь называют любителей совершать панические покупки, мы с мужем сидим без запасов. А в это время большинство немцев соорудили в своих домах мини-склады продовольствия и бытовой химии.

Туалетная бумага и в Германии стала притчей во языцех. Соседи не могут объяснить, почему они кинулись скупать именно этот товар (этот феномен еще предстоит объяснить социальным психологам, причем не только немецким). Дельцы сразу же воспользовались ситуацией. Один из продавцов колбасы через интернет обещает присылать в подарок к покупке рулон туалетной бумаги. Да, этот товар можно купить в онлайн-магазинах, но только по завышенной в несколько раз цене, которая в зависимости от количества рулонов и многослойности бумаги начинается в среднем от 10 евро за небольшую упаковку. Самой же заоблачной оказалась цена в 6699 евро, которые то ли в шутку, то ли всерьез просили за упаковку из 30 рулонов четырехслойной туалетной бумаги на одной из самых популярных торговых интернет-площадок в Германии.

Впрочем, с ума, кажется, посходили не только немцы, но и многие русскоязычные, проживающие в этой стране. Честно признаюсь, как только грянуло известие о пандемии, мне самой почему-то резко захотелось гречки, хотя до этого не вспоминала про нее пару лет. Но купить заветный товар не удалось ни в интернациональном отделе супермаркета, ни в онлайн-магазине — эту крупу смели в один миг и неизвестно, когда она снова поступит в продажу.

В общем, первые пару недель немцы явно перегибали палку — скупали товары, подозрительно присматривались друг к другу и шарахались в сторону ото всех, кто казался больным. При этом люди лихорадочно просвещались на тему коронавируса, тратя все свободное время на чтение новостей. Один газовщик, с которым я говорила на днях, оказался настолько информированным по этой теме, что мог бы сойти за профессора-вирусолога. Несмотря на осведомленность о новой болезни, страх перед ней оказывается сильнее, чем, кстати, активно пользуются мошенники — в Германии уже зафиксированы случаи, когда люди в масках и костюмах химзащиты пытались проникнуть в квартиры под предлогом проведения «тест на коронавирус».

К слову, больницы не спешат здесь делать такие тесты всем подряд простуженным — с учетом того, что эпидемия коронавируса совпала по времени с сезонными заболеваниями гриппа и пневмонии в стране. Врач может отправить на тест только так называемых «подозрительных» больных, то есть с явными симптомами COVID-19. Правда, есть возможность провериться самому, но за деньги — около 150 евро.

Но затем панические настроения прямо на глазах пошли на спад. Это случилось, когда немцы поверили, что их страна неплохо готова к отражению пандемии. И без особых эмоций восприняли слова канцлера Меркель, которая фактически сказала, что переболеют почти все жители Германии, главное, чтобы это не случилось одномоментно. Успокоительно подействовали и государственные меры по поддержке наиболее уязвимых категорий — от предпринимателей и малых предприятий до фрилансеров, которые из-за карантина потеряли работу и им стало нечем платить за съем квартиры.

Сейчас немцы надеются, что «итальянского сценария» им удастся избежать, хотя их страна находится на более раннем этапе эпидемии. Германия не только приостановила прием беженцев, но и закрыла границы для въезда — это касается даже граждан других стран Евросоюза. Это действительно болезненный для европейцев шаг — недаром президент Франции Эммануэль Макрон уже назвал нынешний кризис угрозой для существования Шенгенского соглашения и даже самого Европейского Союза.

На момент написания этой статьи в Германии было зарегистрировано более 60 тысяч подтвержденных случаев коронавируса, но ожидается, что их число подскочит еще тысяч на 20 уже в ближайшие дни. При этом уровень смертности в стране от этого вируса пока составляет всего 0,8% в то время, как в Италии он уже превысил 10%.

В Киле, на севере Германии, где нахожусь я, и вовсе пока зарегистрировано всего 74 случая заболевания. Несмотря на это, местные власти, например, уже перенесли на сентябрь традиционно проходящую в конце июня Кильскую неделю (важнейшее событие в мире парусного спорта и самое масштабное культурное мероприятие города). С 22 марта здесь, как и во всей стране, действуют карантинные ограничения. Они пока не такие жесткие, как в Италии или во Франции — власти Германии все же рассчитывают, что немцы проявят ответственность и сознательность и предпочтут проводить большую часть времени в самоизоляции.

Так, в Германии введены ограничения на социальные контакты. Выходить на улицу можно максимум вдвоем, исключение касается только членов семьи, проживающих совместно. Закрыты все общественные заведения, кроме продуктовых магазинов, продовольственных рынков и аптек, запрещено отмечать свадьбы и устраивать вечеринки и т. д. Магазины тоже обещают штрафовать на круглые суммы до 25 тысяч евро, если они не препятствуют ажиотажным скупкам. И хотя каталоги штрафов пока разработали лишь несколько федеральных земель, в полиции уже начали выписывать штрафы отдельным нарушителям.

Все это, однако, не мешает проводить плановые обходы квартир, когда к жильцам стучат в дверь, чтобы проверить, например, счетчики или противопожарную сигнализацию. «Не заходим, только если вас официально врач посадил на карантин», — заявил мне один из таких проверяющих, когда я не хотела было его пускать.

При этом, надо сказать, что не все немцы проявляют законопослушность, а некоторые и вовсе стараются обходить запреты. На улицах города днем часто можно увидеть такую картину — знакомые при встрече на улицы останавливаются поболтать, правда, при этом соблюдают дистанцию в метр-полтора. Когда же стемнеет, можно встретить и группы по несколько человек.

Да, улицы Киля заметно опустели даже в дневное время. Но при этом пожилые люди, относящиеся к самой высокой группе риска, не торопятся замуровываться в своих квартирах, а преспокойно ходят по магазинам. И на них, как и на всех прочих, очень редко можно увидеть маски или перчатки (здесь такие медицинские товары также в дефиците). А в супермаркете я несколько раз встречала явно простуженных людей.

В целом складывается ощущение, что жители Германии все же не до конца прониклись серьезностью происходящего. Молодые успокаивают себя тем, что все равно заразятся, но им посчастливится избежать госпитализации, а старые, видимо, верят в бога или судьбу. Оказалось, что в этом плане немцы не сильно отличаются от русских, и по большому счету так же полагаются на авось. Правда, и это существенное отличие, они все-таки доверяют своему правительству.

Одна русская знакомая рассказала, что поначалу руководство их компании неохотно отправляло сотрудников работать на дому. На работе даже говорили так: «кто завтра не приедет в бюро, тот трус». «Гитлера на них нет! Где же этот немецкий орднунг (порядок)?», — в сердцах воскликнула она. Услышав такое, немцы точно бы не на штуку обиделись, они действительно уже давно не те, за кого мы их часто принимаем, и коронавирус это доказал.

Полагаю, что если к выводу о беспечности и несознательности граждан в условиях пандемии придет и немецкое правительство, то орднунг все же наведут, и уже через пару недель в этой стране будет такой карантин, что выйти на улицу можно будет только в аптеку и магазин, причем строго по одному. Пока же люди стараются радоваться солнцу и весенним денькам.

Елена Земскова, Киль, фото автора

Подпишитесь