Posted 14 февраля 2020, 15:40
Published 14 февраля 2020, 15:40
Modified 30 марта, 14:55
Updated 30 марта, 14:55
На этой неделе аудитория Первого канала смогла «насладиться» новым шоу с участием Ксении Собчак — «Док-ток». В интернете его уже успели упрекнуть в плагиате, «малаховщине» и назвать очередным разочарованием.
Анонсируя выход своего первого телевизионного проекта после долгого перерыва, Собчак уверяла, что это «абсолютно новый формат». «Его невозможно сравнивать с другими ток-шоу… Это не про крики или разборки в студии, а про вдумчивое обсуждение темы,» — заявляла ведущая.
Однако на канале RTVI с сентября 2019 года выходит программа с до боли похожим названием — Doc Talk. По информации «Российской газеты», RTVI уже направил жалобу на Первый канал с просьбой разобраться в этой неловкой ситуации.
Три первых выпуска «Док-ток» были посвящены громкому делу сестер Хачатурян, на котором, увы, успели оттоптаться очень многие масс-медиа. Однако авторы «уникального» шоу, видимо, делали ставку на свою «фишку» — псевдодокументальные вставки, в которых роли участников трагической истории играют актеры. Отметим, что в этом приеме никакой новизны нет — он давно используется в самых разных телепроектах с целью реконструкции преступлений, катастроф, исторических событий и даже сценариев апокалипсиса.
Обещание, что в новом шоу не будет ругани и скандалов, тоже не оправдалось: крики в студии начались почти сразу.
Второй ведущий «Док-ток» Александр Гордон, судя по рекламному ролику, сам толком не может объяснить, что будет вести. Похоже, он заранее отнесся к программе со скепсисом и даже не стал утруждать себя попыткой сохранить красивую мину при плохой игре. Зато Собчак старается за двоих.
Судя по теме, выбранной для первых выпусков проекта, авторы решили «хайпануть» прямо на старте. Ведь дело сестер Хачатурян очень часто обсуждается еще и в контексте принятия закона о домашнем насилии, вызвавшего широкий общественный резонанс. Безусловно, о таких вещах, как насилие, наказание за него и вероятное злоупотребление законом, можно и нужно говорить. Однако Собчак во время разразившейся в студии дискуссии выглядела весьма неуверенно и плохо справлялась с ролью модератора. Судя по всему, она замахнулась на высоту, которая ей уже не по плечу. «Бои» в телеэфире сильно отличаются от светских бесед на YouTube-канале.
Впрочем, стремление Собчак во чтобы то ни стало вернуться на ТВ можно понять. Телевизионная продукция все еще очень популярна среди россиян. Регулярные ток-шоу и примелькавшиеся лица превращаются в элемент домашнего обихода и суррогат общения. Пусть большинство и воспринимает такие программы как низкопробное развлечение, они приносят славу и доход.
Если ежедневное шоу держится в эфире не один год, значит авторам и ведущим удалось наладить контакт со зрителем. Они изучили его интересы и болевые точки, через которые можно завоевать доверие и повысить рейтинг. В основном, конечно, этими точками являются невежество, дурной вкус или общая усталость от окружающей реальности. Тем не менее, если создатели шоу хотят внимания аудитории, а не просто места в сетке, им надо понимать, что за продукт и для кого они делают.
Главная ошибка авторов «Док-ток» состоит в том, что они решили выпускать свое детище ежедневно и на Первом, среди зрителей которого найдется немного поклонников Ксении Собчак. Новость о том, что эксцентричная ведущая получила работу на главном государственном канале, вызвала у публики иронические улыбки и даже гримасы отвращения еще до выхода шоу в эфир. Очевидно, Собчак ни за что не стать ежевечерней желанной телегостьей для среднестатистического россиянина.
Во-первых, она слишком противоречива и любит совмещать совершенно разные амплуа. С одной стороны, Собчак до сих пор не избавилась от того ореола, который окружал ее в «Доме-2» и фильмах типа «Гитлер капут!», играя «так плохо, что даже хорошо» — и, надо признать, находя своего зрителя. Даже ее свадьба с режиссером Константином Богомоловым была подана как дьявольское шоу, вызвавшее бурное обсуждение в СМИ и соцсетях. С другой стороны, Собчак то и дело примеряет на себя серьезные социальные роли — журналист-интервьюер, защитница народа и даже политик с замахом на президентский пост. Подобная «многогранность» вызывает у многих людей ощущение фальши.
Во-вторых, Собчак слишком часто возвышала себя над целевой аудиторией, выражая презрение словами и действиями, претензиями как на юмор, так и на морализаторство. И даже в презентации нового проекта прозвучало некоторое высокомерие: мол, это вам не привычное шоу для быдла, мы вам покажем высший класс (хотя на самом деле нет).
Поэтому сложно представить, что постоянный зритель Первого канала будет с нетерпением ждать нового выпуска «Док-ток». И как бы некорректно ни вели себя, скажем, ведущие «Время покажет», когда Ксения пришла к ним в гости перед выборами, в чем-то они ее уже давно переиграли.
Людмила Семенова