Posted 11 февраля 2020, 13:09
Published 11 февраля 2020, 13:09
Modified 30 марта, 14:57
Updated 30 марта, 14:57
Когда стараются угадать, что предпримет новый кабинет, обычно рассуждают о задачах, которые поставил перед ним вождь, а также об умениях и воззрениях перетасованного министерского коллектива. И то, и другое важно, но нельзя упускать народные ожидания. Когда они ясны и сильны, никакая автократия не сможет ими пренебречь.
А эти ожидания, как сейчас выясняется, даже яснее, чем предполагали умные люди.
Было известно, что рядовые граждане считали Дмитрия Медведева неудачливым и довольно курьезным премьером, а его правительство — скорее плохим, чем хорошим. Но подлинная глубина народных чувств открылась только после его увольнения. Не назову этот всплеск страстей благородным, однако считаться с ним начальству придется.
Обратимся к самой официальной из опросных служб. ВЦИОМ еженедельно публикует индексы доверия и недоверия россиян к Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву, а также к троице штатных думских «оппозиционеров» (Жириновский — Зюганов — Миронов).
Накануне медведевской отставки о полном или частичном доверии к председателю правительства сообщили 38,3% опрошенных, а о недоверии — 56,1%. Но после его увольнения граждане с каждой неделей отзываются об отставнике все хуже. Последний по счету замер выявляет такую пропорцию: 28,9% доверяющих и 63,7% не доверяющих. Малопопулярный премьер стремительно превращается в крайне непопулярного экс-премьера. И пока не заметно, чтобы падение народных оценок хотя бы остановилось.
Индикаторы Путина тем временем улучшились на несколько процентов — так широкие массы выразили благодарность за долгожданную смену главы кабмина. Но прощальные политические услуги Медведева на этом не закончились. Кое-какие проценты прибавились и у думской троицы. До отставки медведевский баланс доверия и недоверия был примерно таким же, как у ее членов, но всего за несколько недель экс-премьер выпал из обоймы.
К примеру, у Жириновского сейчас отношение доверяющих к не доверяющим — 38,2% к 51,6%. Очевидное отставание от него (как и от прочих парламентских «оппозиционеров») номинального лидера «Единой России» (а Медведев пока оставлен на этом посту) — предмет хлопот и интриг в пиаровских и начальственных кругах.
Но нам, конечно, гораздо интереснее мнение рядовых людей. А у них совсем другой угол зрения. Медведев числился в премьерах почти восемь лет. Он казался несменяемым, и отзывы о нем звучали неодобрительно, но осторожно. Только после его изгнания образ «неправильного» кабинета министров во главе с «неправильным» руководителем окончательно укоренился в умах.
И явно надолго. Люди вдруг осознали, что правительство должно работать и даже просто вести себя совершенно иначе. Новый кабинет Мишустина пришел не на пустое место, а на медведевские развалины. Он либо докажет, что ни в чем не похож на старый, либо его ждет быстрое превращение во всенародный раздражитель.
Не исключу, что это сюрприз для Владимира Путина. Решившись, наконец, уволить своих министров, он ставил перед их сменщиками другие во многом задачи. И не зря отказался от шельмования и должностного ущемления уволенных. Одна из причин — нежелание вытащить наследство Медведева на обсуждение публики. Ведь все серьезные мероприятия этих лет согласовывались с вождем.
Но граждане сами, без подсказки сверху, старое наследство перечеркивают. Поэтому работать мишустинскому кабинету придется в этом силовом поле. То есть по всем пунктам на контрасте с предшественниками. И он пытается.
При Медведеве ведомства изощрялись в придумывании помех и унижений для людей. Новое правительство не то чтобы в душе отказалось от этого, но хотя бы опровергает каждое очередное подозрение. Говорят, что власти еще глубже влезут в личные данные граждан? Право же, нет — речь только о компьютеризации существующих процедур. Профильное министерство хочет повысить штрафы для водителей? Представьте, нет — это ведь не гуманно. Может, и не повысим. И так по всем пунктам.
Медведева в ролике Навального корили за купание в роскоши, а он не знал, что ответить. Мишустин знает. Неизвестно, будет ли этот ответ достаточно убедительным, но впечатляет сама энергия, с которой ведется контркампания нового премьера в СМИ.
И главное. Медведевское правительство председательствовало в условиях многолетнего снижения уровня жизни и при этом до предела опошлило и скомпрометировало так называемые непопулярные меры. Каждое завинчивание материальных гаек, продиктованное алчностью госфинансистов, разгулом лоббистов и некомпетентностью управленцев, выдавалось за историческую необходимость. Пенсионный переворот — только самая запомнившаяся акция.
После этого от правительства ждут только популярных мер, а ссылки на какие бы то ни было объективные трудности приведут массы в исступление независимо от серьезности доводов.
Мишустин получил от Путина те же предписания, с которыми не справился Медведев: раскрутить нацпроекты, увеличить отчетные темпы роста ВВП и обогнать Германию, а уж уровень жизни от этого повысится якобы сам собой.
Но в той обстановке, которая сейчас складывается, начальству стоит понять, что у рядовых людей совершенно другие приоритеты, и не факт, что они будут о них молчать.
Отчеты Росстата никого не интересуют. Нацпроекты сами по себе тоже. Разве что госинвестиции, пусть и неперспективные, отзовутся временным ростом зарплат. Заметны и ожидания какой-то пенсионной контрреформы. Ведь «реформ» на этом направлении за последние шесть—семь лет было несколько, и некоторые из них властям по силам смягчить. Например, компенсировать конфискованные накопительные взносы, восстановить индексацию пенсий и т. п.
Не будем усложнять. Люди ждут от Путина и Мишустина денежных выплат и не приемлют какие-то очередные изъятия, убытки, ущемления и пустозвонство. Таковы плоды затянувшегося медведевского эксперимента. Премьер был фиктивный, но память о себе оставить смог. От властей теперь хотят доказательств, что они умеют править по-другому. И это становится для них большой проблемой.
Сергей Шелин