Posted 22 января 2020, 11:46

Published 22 января 2020, 11:46

Modified 30 марта, 15:04

Updated 30 марта, 15:04

Мечта Мишустина-Белоусова вместо доктрины Силуанова

22 января 2020, 11:46
Сергей Шелин
Прежний кабинет приспособил путиномику к подешевевшей нефти. Новый обещает чудо покрупнее — приучить ее к росту.

Тот, кто утвердил новое правительство, ждет от него выполнения двух задач: простой и сложной.

Простая — чтобы оно, на контрасте с предшественниками, выглядело грамотным, толковым и деловитым. Сложная — чтобы срочно вытащило хозяйство из застоя и дало народу это ощутить. И то, и другое необходимо, дабы скрасить невыигрышную в глазах публики процедуру нового продления власти Владимира Путина, стремительно сейчас осуществляемую.

С первой задачей Михаил Мишустин, в общем, уже справился. Он совсем не выглядит зицпремьером. На ключевых постах — его люди, перепрыгнувшие, как и он, через несколько служебных ступеней. Вместо грызущихся чиновных и лоббистских кланов возникло нечто упорядоченное или хотя бы выглядящее таковым. Одиозные и (или) демонстративно некомпетентные персоны, от Мединского и Васильевой до Топилина и Мутко, получили синекуры и убраны с глаз общественности.

Единственная отставка, которая не укладывается в эту логику, — удаление Максима Орешкина, шефа Минэкономразвития. Но он, видимо, пойдет на повышение: талантливому молодому приспособленцу прочат освобождаемую Андреем Белоусовым должность президентского помощника по экономике.

Однако выполнить вторую задачу, требующую реальных дел, окажется гораздо сложнее, чем придать правительству деловой вид. Обещанный Мишустиным новый курс волей-неволей будет отталкиваться не только от неудач предшественников, но и от их успехов.

Медведевский кабинет, со своим безвольным и несведущим начальником, никогда ничего не предпринимал в качестве единого целого и в этом смысле правительством вообще не был. Но отдельные его звенья действовали решительно, и в первую очередь — блок, руководимый Антоном Силуановым, сначала министром финансов, а потом также и первым вице-премьером.

Его идеи задавали тон в российской экономической политике в кризисные 2014—2017 годы, а отчасти и в последующие. Я не раз называл это «доктриной Силуанова» и повторю сейчас: именно этот госменеджер в окружении мечущихся из стороны в сторону растерянных коллег (но в сотрудничестве с Центробанком) спас путиномику в эпоху, когда обвалилась ее опора — нефтецены (со $110 за баррель в середине 2014-го до $30 в начале 2016-го).

Силуановские методы были просты как начищенный сапог: поддерживать огромные охранительно-силовые траты, не трогать созданную Путиным контрольно-надзорную машину и урезать все прочие расходы — не только на рядовых людей, но отчасти даже на магнатов. И случилось, чего не ждали. Ценой затягивания поясов на народе, полуудушения неказенного бизнеса и некоторого ущемления миллиардеров ближнего круга удалось свести концы с концами, ликвидировать бюджетный дефицит и сбить инфляцию.

А главное — резко уменьшилась нефтезависимость. Когда цены на топливо пошли вверх, Силуанов старался отстоять это завоевание с помощью «бюджетного правила», сбрасывая в резервы сверхдоходы от нефти.

В 2018-м — 2019-м доктрина Силуанова затрещала по швам — как из-за собственных его ошибок и аппаратных слабостей, так и из-за команд свыше, выполнить которые он не смог.

Бюджет, еще недавно дефицитный, ломился от денег, которые некуда было девать, поскольку финансирование коррупционных и бессмысленных нацпроектов Силуанов тормозил. В 2018-м он освятил безграмотную, материально бесполезную и общественно вредную переделку пенсионной системы. В 2019-м санкционировал увеличение НДС, задуманное когда-то как часть взаимоувязанных финансовых мероприятий, а в отдельности ненужное и нелепое.

Идеи, навыки и властные возможности Силуанова спасли путиномику в трудный для нее час, но их определенно не хватало, чтобы преодолеть ее системную застойность.

Для воплощения этой высочайшей мечты, на которой за последние двенадцать лет сломали зубы уже несколько поколений управленцев, сейчас и создана новая правительственная конфигурация, своего рода триумвират.

Премьер Мишустин — человек с репутацией железнорукого выжимателя доходов, корифея учетно-контрольной машины, но при этом просвещенного и рационального деятеля, знатока и ценителя новейших информационных технологий.

Первый вице-премьер Белоусов — экономист-государственник, искренне верующий в централизованное управление и административное распоряжение бизнесом и желающий вдохнуть новую жизнь в нацпроекты, которые он сам и изобрел.

Наконец, пониженный просто до министра финансов, но сохранивший большую власть Силуанов — для борьбы против слишком уж сильного раскачивания финансово-экономической лодки.

То есть путиномика остается собой.

Давным-давно остановившие экономический рост контроль и надзор, на которых она зациклена, так и не поставлены под вопрос. По крайней мере на сегодня. Несколько выходцев из надзирающих структур даже получили повышение и стали министрами в новом правительстве.

Массированные госинвестиции в осуществляемые придворными миллиардерами сомнительные суперпроекты, видимо, перестанут или почти перестанут тормозиться. Откроется для них и малодоступный доселе Резервный фонд.

Повышающие настроение граждан раздачи денег будут увеличены и, как обещано премьером, рационализированы. Надо заметить, что казна сейчас полна, и в ближайшие год или два (а в политическом смысле для Кремля критически важен именно этот период) она может позволить себе больше щедрот, чем раньше. А дальше заглядывать не обязательно.

Но если все-таки заглянуть, то главная угроза — это, конечно, ослабление финансовой устойчивости, новый инфляционный всплеск. Его архитектором, кажется, способен стать Белоусов. Впрочем, остается надежда на упрямство Силуанова и Набиуллиной и восхваляемый всеми рационализм Мишустина.

Однако даже если без скачка цен удастся обойтись, системная несовместимость путиномики с ростом довольно скоро напомнит о себе. Госинвестиции не могут принести такую отдачу, как частные. А серьезные частные невозможны из-за контрольно-охранительного разгула. Добавьте к этому еще несколько тормозов — изоляционизм, «импортозамещение» и т. п. Рационализация социальной политики и усиление дисциплины в исполнительных структурах могут принести частичную отдачу (управлять лучше Медведева легче легкого), но на мировой арене это все равно будет соревнование бегуна в мешке с марафонцами.

Впрочем, на дворе время перемен, в том числе и в экономических стратегиях. Поэтому не будем ничего загадывать надолго.

Сергей Шелин

Подпишитесь