Posted 16 декабря 2019, 14:51
Published 16 декабря 2019, 14:51
Modified 30 марта 2024, 15:18
Updated 30 марта 2024, 15:18
За четыре дня до встречи с Владимиром Путиным белорусский президент получил китайский кредит, который пойдет на рефинансирование долга Минска перед Москвой. Российское правительство обсуждало более увесистую сумму — около $600 млн, а китайцы дали только пятьсот. Однако Белоруссии и этого хватит, чтобы ближайший год, а то и немного дольше, спокойно расплачиваться по старым долгам.
Конечно, китайская финансовая помощь несопоставима с тем, сколько денег Минск задолжал Москве. Но Александру Лукашенко, с его убыточной, по мнению большинства экспертов, плановой белорусской экономикой и не надо полностью пересаживаться с российской «иглы» на китайскую. Ему бы ночь простоять, да день продержаться, то есть провести в наступающем году президентские выборы.
После успешного продления полномочий в августе 2020 года еще на пять лет, белорусский лидер, как ему кажется, сможет разговаривать с Кремлем с более сильных позиций. А там, глядишь, ближе к 2024 году и Владимир Путин сделает выбор — какой из вариантов пресловутого «транзита власти» ему больше по душе. И если при решении этой проблемы удастся обойтись без поглощения Белоруссии, то, глядишь, и давление на Минск со стороны Москвы ослабнет. В общем, как в сказке про Ходжу Насреддина: к тому времени или ишак сдохнет, или падишах, или сам Ходжа.
Правда, у Китая, надо полагать, куда более серьезные виды на Белоруссию, у которой проглядываются большие перспективы. Например, «ассоциироваться» с Евросоюзом, как только она выйдет из зависимости от России. В любом случае, китайцам с их почти не ограниченными финансовыми возможностями есть, где разгуляться — экономика в Белоруссии плановая, долгов много, предприятия не приватизированы, управление практически диктаторское, как в какой-нибудь Африке (не с точки зрения уровня жизни населения, но по управляемости всеми процессами одним человеком). Прямо идеальный объект для инвестиций, все, как любят в КНР.
Вряд ли случайно в первой половине 2019 года пошли гулять слухи, что именно пекинские товарищи убедили россиян ослабить давление на Александра Лукашенко и отозвать из Минска посла Михаила Бабича. Его белорусская пресса к тому времени обвиняла чуть ли не в подготовке государственного переворота или плана по присоединению Белоруссии по крымским лекалам.
Держать Россию зажатой с двух сторон Пекину было бы очень выгодно с точки зрения позиции «старшего брата» в китайско-российском тандеме, которая складывается в последние годы. В общем, традиционные страшилки про «китайскую угрозу» для России сейчас скорее реализуются в Минске, чем во Владивостоке или Благовещенске.
Что касается Лукашенко, то для него Китай — партнер все же заметно более безопасный, чем Россия. В крайнем случае, китайцев можно попытаться облапошить. Они, конечно, очень этого не любят и в таких случаях склонны к куда более жестким ответам, чем россияне. Достаточно посмотреть на пример Зимбабве, где, по слухам, именно внезапное китайское вмешательство закончило правление бессменного руководителя страны Роберта Мугабе.
Но Зимбабве было некуда бежать, хоть до Китая оттуда не ближе, чем от Белоруссии. Лукашенко же всегда может начать снова «дружить с Кремлем». Или, например, углублять партнерство и ассоциацию с ЕС. Тут Китай, заинтересованный в дальнейшем проникновении в Евросоюз, ему на первых порах даже вполне может помочь. А там, глядишь, и давно ожидаемый американский посол в Минск приедет. Ну и можно будет повертеть фигой у носа азиатского кредитора.
В общем, главное для Лукашенко, не потерять власть прямо сейчас. А уж балансировать между разными «великими державами» он научился мастерски. Как и держать в повиновении собственную страну, где даже оппозиция выходит протестовать, что называется «с высочайшего соизволения» — как раз тогда, когда Лукашенко надо уклониться от подписания новых интеграционных соглашений с Москвой.
Иван Преображенский