Posted 15 декабря 2019, 21:01

Published 15 декабря 2019, 21:01

Modified 30 марта, 15:18

Updated 30 марта, 15:18

Почему Сталин сказал бы спасибо WADA

15 декабря 2019, 21:01
Сергей Лесков
Вместо гонки за спортивными рекордами надо побеждать там, где это действительно важно: в экономике, здравоохранении, образовании, науке.

2019 год закончился для российского спорта полным конфузом. Принято решение об исключении России из всех крупных спортивных состязаний, включая Олимпийские игры и чемпионаты мира, сроком на четыре года. А наши футбольные клубы (футбол-то у нас на особом счету) с треском вылетели из международных кубков, проигрывая чуть не все матчи заурядным командам из европейского захолустья. Судя по всему, слезную апелляцию России по поводу отстранения высокие инстанции отклонят, а наш футбол, встрепенувшись после Чемпионата мира — 2018, будет плавно откатываться на задворки…

Есть страны, которые не претендуют на высокие спортивные достижения. Например, Индия, наш партнер по БРИКС. Эта страна совершенно не парится из-за того, что у нее почти нет олимпийских чемпионов. Зато Индия больше, чем Россия, тратит на космос. Лекарства из Индии продаются во всех российских аптеках. А прибыль от офшорного программирования в Индии превышает экспортные доходы «Газпрома». Что касается «мягкой силы» и национальной культуры, то индийские фильмы оккупировали рынок Азии, в том числе постсоветских среднеазиатских республик.

Индии не безразличны вопросы национального престижа, иначе там не было бы такого бурного экономического роста, но она считает, что этот престиж достигается отнюдь не спортивными достижениями. Россия почему-то считает, что спорт — лучший индикатор потенциала государства, а спортивные победы — самый быстрый способ поднять его рейтинг и вызвать почитание конкурентов. Кстати, не исключено, из-за этого священного догмата Россию и бьют санкционной плетью.

Спорт занимает избыточное место в системе государственных приоритетов России. Это один из самых устойчивых шаблонов, ставших наследием советской эпохи. Противостояние двух мировых систем в понимании наших идеологов распространялось на все сферы бытия. В 1950—1960-е годы мы первыми запустили спутник, а тяжелоатлет Юрий Власов оказался сильнее непобедимого Пола Андерсона. Мы построили атомный ледокол и атомную электростанцию, а Валерий Брумель прыгнул выше мирового рекордсмена Джона Томаса. Мы запустили человека в космос, а сборная легкоатлетов совершила чудо, победив в матче суперменов из США.

Мы сочиняли красивые байки про чемпионов. Прыгун Брумель перед мировым рекордом все утро провел в Третьяковской галерее и особенно долго — в зале Шишкина. Первый поэт советской эпохи Евгений Евтушенко, который говорил, что стихосложению учился у футбола, восторженно писал:

Здоровье допингом вынувши,

Спортсмену приходится там

Тело свое до финиша

Тащить в угоду дельцам.

А наш спорт вошел в будни,

Любят его везде.

Спорт — это верный спутник,

Лучший помощник в труде.

О времена, о нравы! Сегодня каждая строчка в этих виршах кажется едкой сатирой, а тогда воспринимались за чистую монету.

Сейчас время рационализма. Сказок не сочиняют, розовые очки давно на свалке истории. Все понимают, что спорт — это профессия, где крутятся огромные деньги. Идеология по-прежнему в цене, но она должна быть подкреплена финансовыми потоками. Советские спортсмены даже после невероятных побед жили скромно. Поэтому после Перестройки наши чемпионы во главе с Ириной Родниной и Вячеславом Фетисовым рванули на Запад. Сейчас государство не жалеет средств на большой спорт. Даже переманивает под российский триколор иностранных звезд. После обвальных санкций и отстранения от больших соревнований встает резонный вопрос: сколько денег Россия потратила впустую? Просадили, как в казино, поставив волею жуликоватых чиновников на крапленую карту?

Согласно федеральному бюджету, на спорт в России выделяется около 70 миллиардов рублей ежегодно. Из них значительно меньшая часть идет на массовый спорт — около 10 миллиардов. Но есть еще крупные компании, которые находятся под контролем государства — «Газпром», «Норильский никель», «Роснефть», «Лукойл», ВТБ и прочие, они обеспечивают наиболее расходные затраты в игровых видах спорта, вроде «Зенита» и «Спартака». Надо заметить, что если на Западе футбол, баскетбол, хоккей или бейсбол и т. д. являются доходными предприятиями, а иначе идут по миру, то в России они по многим причинам убыточны, но поддерживаются опять же из соображений национального престижа.

Бухгалтерия большого спорта — тайна за семью печатями. Никакая Счетная палата и близко к этим сусекам не приближалась, ибо задачи поставлены стратегические, почти мобилизационные. Победа любой ценой, чтобы трепетали под звуки нашего гимна. Если мы нещадно, невзирая на то, что WADA рассматривает нас в лупу, химичим с допингом, трудно вообразить, что происходит с денежными потоками, до которых международным чиновникам дела в принципе нет, а для наших аудиторов это неподсудная статья.

По моим оценкам, если интегрировать бюджетные и коммерческие затраты, на большой спорт в год Россия расходует не менее 1-1,5 триллиона рублей. И это при ВВП в 100 триллионов рублей. То есть каждый год вместо большого спорта Россия могла бы строить 5-6 Крымских мостов. Или две скоростные магистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург. Или сто мостов через Лену в Якутии, на который много лет не находится денег. Напомню, федеральные расходы на здравоохранение составляют 500 миллиардов рублей, консолидированные —3,6 триллиона.

После того, как апелляция России будет отклонена, поднимется могучий хор патриотов с капустой в бороде и виллами на красивых европейских озерах, изрыгающий проклятия в адрес русофобов. Но уже поздно рвать на себе тельняшку. Не надо было из вящего тщеславия переворачивать пирамиду национальных приоритетов и выбирать второстепенные цели, просто потому что они выглядят эффектно и легче достигаются. Надо бы нам сказать спасибо МОК и WADA. И наложить на себя епитимию. Пока не вылечим стариков, не устроим всех сирот, не полетим на Луну, как обещали наши лидеры неоднократно, — в Олимпиаде не участвуем.

Мы с ностальгией вспоминаем сталинскую индустриализацию. Но тогда СССР пребывал вне мирового спорта. И мы не отвлекались на пустяки. Но побеждали там, где на самом деле это было важно. Здравоохранение, образование, наука, социальные гарантии. И, прежде всего, экономика, которая росла в СССР без всяких Дэн Сяопинов.

А спорт — это эрзац-победа, имитация успеха, волчья яма и фейк. А ведь у нас теперь по закону за фейк наказывают. Или нужный фейк — это награда?

Сергей Лесков

Подпишитесь