Posted 6 июля 2019, 08:59
Published 6 июля 2019, 08:59
Modified 30 марта, 16:28
Updated 30 марта, 16:28
Сериал «Ловушка для королевы», который транслируется на канале «Россия», был, вероятно, призван поднять животрепещущие темы феминизма, сексизма и гендерного неравенства. Но на деле сюжет с первых серий подводит зрителя к вечной проблеме отцов и детей — или, точнее, к паразитированию на близких людях под прикрытием непреложных законов общества. Главной коварной и погибельной ловушкой для героини становится не «мужской мир», а родительский дом.
Проект режиссера Дмитрия Сорокина, известного по сериалам «Сердце не камень», «От печали до радости», «Непредвиденные обстоятельства», заявлен как криминальная драма. Но скорее он представляет собой микс чисто женской истории о семье, любви и предназначении с экшен-детективом.
Главная героиня Мария Лебедева (Аглая Шиловская) — талантливая шахматистка, которой нет равных среди соперниц. Спортивная сюжетная линия закручивается именно вокруг вопроса женского и мужского противостояния. Если в других видах спорта решающую роль зачастую имеет физическая сила, то шахматы — интеллектуальная дисциплина. Тем не менее в ней мужчины и женщины, как и в силовых видах, по-прежнему состязаются отдельно друг от друга. И в данной истории венцом успеха в карьере для главной героини становится победа в мужских соревнованиях — она как будто символизирует переход на качественно иную ступень, более зрелую и «настоящую», чем женский спорт.
Примечательно, что сама спортсменка при этом отнюдь не является воинствующей феминисткой. Напротив, она открыто говорит, что мечтает о любви и семье. Однако окружающий мир, в котором все решают мужчины, даже патриархальные ценности использует и отвергает в зависимости от шкурных интересов. И если соперник по шахматной доске просто не скрывает своего скепсиса к претендентке на высший титул, то другие мужские персонажи влияют на нее куда более изощренно.
С первых серий видно, что руководит жизнью Марии ее отчим Кирилл (Александр Дьяченко), а также мать Зина (Ксения Лаврова-Глинка), которая главным образом исполняет роль подпевалы при муже — причем не самого талантливого и расторопного.
Кирилл, любящий всем и каждому сообщать о своем боевом прошлом, — великий демагог и фарисей. Он красочно расписывает свою миссию по воспитанию настоящей чемпионки, но на самом деле преследует исключительно меркантильные цели. Впрочем, его расчетливость даже менее омерзительна, чем изворотливость. Сперва он убеждает падчерицу в необходимости сконцентрироваться на спорте и строго соблюдать режим, но потом склоняет ее к походам на банкеты с влиятельным спонсором. Сначала ей запрещается даже думать о мужчинах, но как только речь заходит о возможности получить поддержку богатого человека, движение к шахматному трону отходит на второй план. Даже на могилу родного отца, который в этом любящем семействе является персоной нон-грата, героине дозволяется сходить лишь в сопровождении спонсора — таинственного и галантного банкира (Петр Романов).
Чем ближе к развязке, тем больше милые родители, не устающие напоминать Марии о ее дочернем долге, охладевают к спортивным достижениям. Стоит ли тратить на них время, когда красивую жизнь себе можно обеспечить «старым казачьим способом» — пристроить дочь под «крыло» надежного мужчины? Самое удивительное, что главную героиню долго не смущают подобные перемены в поведении близких.
Параллельно с баталиями за звание чемпионки мира и благосостояние семьи развивается линия с таинственной смертью отца Марии, ученого Платона Щербицкого (Андрей Ташков). Расследование его сомнительного самоубийства ведут мужчины, испытывающие интерес к героине, — банкир, чьи мотивы долгое время выглядят туманными, старый друг героини и ее возлюбленный, полицейский Василий, с которым ей пришлось расстаться. Все эти персонажи, стоит отдать должное исполнителям, сыграны органично и многогранно. Из второстепенных линий наиболее интересна история Феди, друга Марии, способного на отчаянные авантюры, но не умеющего и не желающего отвечать за собственную семью и оправдывающего свою лень и равнодушие некими «возвышенными интересами».
Из женских персонажей также стоит отметить героинь второго и даже третьего плана — напарницу Василия Люсю, мучающуюся безответной любовью к нему (Татьяна Космачева) и Аню, жену Феди, вынужденную быть матерью не только для своего ребенка, но и для инфантильного супруга (Дарья Пармененкова). Главная героиня на их фоне смотрится гораздо более бледно и безэмоционально — а ведь конфликт строится именно на том, что она в той или иной степени имеет власть над их любимыми мужчинами.
В целом детективная составляющая «Ловушки для королевы» выстроена неплохо, хоть и не отличается оригинальностью, а спортивная теряется на фоне семейно-любовных страстей. И на первый план невольно выходят именно отношения героини с вырастившими-выпестовавшими ее людьми, которые на поверку оказываются настоящими энергетическими вампирами. В реальности родственные узы зачастую держатся именно на манипуляции и болезненной зависимости, и, как ни странно, оказываются очень крепкими. Как и в данной истории, многие страшные вещи близкие узнают последними — в том числе приходят к пониманию, что их никогда не любили.
Людмила Семенова