Posted 16 апреля 2019,, 18:00

Published 16 апреля 2019,, 18:00

Modified 31 января, 22:35

Updated 31 января, 22:35

Годится ли Санчо Панса в президенты?

16 апреля 2019, 18:00
Александр Желенин
У Владимира Зеленского в случае победы будет два пути: стать политиком, как сейчас Порошенко, или бросить все и вернуться на сцену.

По мере приближения второго тура президентских выборов на Украине, в котором должны сойтись действующий глава государства Петр Порошенко, и, как гласят данные опросов, главный претендент на победу — шоумен Владимир Зеленский, появляется все больше резонов поговорить о феномене этого человека. А заодно с политологической точки зрения попытаться спрогнозировать, как будет проходить его правление и чем оно может закончиться.

Уверенность в победе Зеленского выводится из того, что, несмотря на прилагаемые Петром Порошенко титанические усилия, переизбраться на высший пост руководителя украинского государства ему, если не произойдет чего-то сверхординарного, скорее всего не удастся. Можно привести цепочку веских доказательств в пользу этого прогноза. Скажем, вспомнить череду бизнес-скандалов, связанных и с самим Порошенко, и с близкими ему людьми.

Или же привести доводы чисто политтехнологического свойства. А именно, что те 15% голосов, которые он набрал в первом туре, во втором кардинально не увеличатся даже за счет тех украинцев, которые захотели бы объединиться против Зеленского вокруг действующего президента. Просто потому, что эти 15% близки к нынешнему ядерному электорату самого Порошенко. Иначе говоря, в первом туре он выжал почти максимум того, на что способен в данный момент в принципе.

В свою очередь 30% Зеленского в первом туре, это только хорошая заявка на окончательную победу, учитывая, что его низкий антирейтинг и, наоборот, очень большое число тех, кто не готов голосовать за Порошенко ни при каких обстоятельствах. Это означает, что огромное число тех избирателей Украины, которые в первом туре президентских выборов голосовали за 36 других кандидатов (кто по идейным соображениям, а кто по принципу «за кого угодно, только не за Порошенко»), во втором туре с высокой долей вероятности отдадут свои голоса Зеленскому.

Вдобавок, согласно опросу Социологической группы «Рейтинг», проведенному в начале апреля, 83% украинцев считают, что стране сегодня нужны радикальные изменения. Понятно, что за перемены выступает, прежде всего, электорат Зеленского.

По всем этим причинам, представляется, что стоит попробовать заглянуть за дату 21 апреля. Что после выборов?

Думаю, что после того, как украинцы придут на избирательные участки и сделают свой выбор, велика вероятность, что они будут рассуждать примерно следующим образом: «Ну, вот мы проголосовали за честного человека, который гордится тем, что не относится к правящей элите, который против коррупции во власти, и даже, похоже, совершенно искренне против… Он собирается решить проблему Крыма и Донбасса (как-то, пока никто не знает как, но, похоже, что решительно и… мирно). Все это здорово, но что дальше?».

Тут напомню, что на последнем заседании Политклуба «Росбалта», состоявшемся на следующий день после первого тура украинских президентских выборов, эксперты уже обсуждали тему, которую условно обозначили как «комик во власти». В ходе дискуссии они вспомнили, что это отнюдь не первый такой феномен, и что далеко ходить в историю не надо — президентское кресло в Вашингтоне тоже занимает не только миллиардер, но и бывший шоумен (как известно, действующий президент США Дональд Трамп долгое время был ведущим телешоу). Вспомнили в связи с этим и одного из победителей последних парламентских выборов в Италии — движение «Пять звезд» комика Беппе Грилло, и бывшего мэра столицы Исландии Рейкьявика юмориста Йон Гнарра. А еще можно вспомнить голливудского актера Рональда Рейгана. Хотя это уже совсем давно было…

Однако в случае Зеленского, мне кажется, актуальны две еще очень символичные фигуры того же рода. Первый — вполне реальный персонаж — экс-губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Второй — персонаж литературный — Санчо Панса — верный оруженосец Дон Кихота, ставший, как известно, на время губернатором острова. Впрочем всех трех объединяет одно — они совершенно искренни в своих благих намерениях, абсолютно неопытны как политики (что по-человечески хорошо, но с политической точки зрения — никуда не годится). А кроме того все трое — люди мира искусства.

Мир искусства отличается от реальной жизни (а тем более, от политики) тем, что люди первого — искренни и честны, а люди «реальной политики» — по определению лживы. Просто потому, что таковы законы обоих жанров. Если ты не будешь искренен на сцене — тебе не поверят. Если ты будешь честен в политике — ничего в ней не добьешься, потому что тебя не поддержат сильные и влиятельные — то есть те, кто уж точно не искренен и не честен, поскольку озабочен в основном собственными интересами, как правило, не совпадающими с интересами общества.

В каком-то месте и в какое-то время, если уже так легли звезды, человек искусства и в политике может подняться до самых высот. Все вышеперечисленные случаи тому пример. Но дальше ему придется выбирать: или встроиться в существующую систему политических и экономических отношений, царящих во власти, или уйти.

Рейган и Трамп в существующую в Америке систему власти прекрасно встроились, несмотря на то, что многие голосовавшие за них избиратели воспринимали их как за альтернативу этой системе. Беппе Грилло тоже стал частью итальянской политической системы. А вот Йон Гнарр, отбыв один срок в должности мэра Рейкьявика, вернулся в более привычную для него артистическую среду. Но это Исландия…

Евдокимов ушел не просто из политики, но из жизни. Несмотря на случайность его гибели в ДТП (губернаторский кортеж мчался на скорости 200 км в час и столкнулся со встречным автомобилем), в его смерти ощущалась некая закономерность. От знакомых политтехнологов знаю, что он совершенно «не вписался» в должность, не нашел общего языка с местными элитами и был в отчаянии от собственной беспомощности…

У Зеленского после выборов также будет два пути — или вписаться в действующую на Украине политическую систему, стать ее частью, или вернуться на сцену. Впрочем, как отмечалось на все том же заседании Политклуба «Росбалта», у него, возможно, будет еще один вариант, связанный с тем, что украинская политическая система после нынешних президентских выборов может окончательно эволюционировать к парламентской форме правления. А это значит, что в должности президента у Зеленского останутся лишь номинальные полномочия. И в этом качестве он никому не будет мешать, но и что-то изменить тоже не сможет. Как говорится, подобно британской королеве, будет царствовать, но не править. Что же, тоже роль.

Александр Желенин