Posted 7 марта 2019,, 21:05

Published 7 марта 2019,, 21:05

Modified 30 марта, 17:21

Updated 30 марта, 17:21

Что дарит женщинам ТВ?

7 марта 2019, 21:05
Людмила Семенова
Отечественные шоу и сериалы создаются для мифических представительниц «слабого пола», которых в современном мире не существует.

К Женскому дню телевидение приготовило традиционный «подарочный набор» из нетленных советских мелодрам, в который добавили несколько новых фильмов — вроде спортивно-любовной драмы «Лед». Из зарубежного кино представлена лишь «Красотка» на Первом канале. Более тривиальное и казенное поздравление россияне получают разве что на Новый Год.

Однако 8 марта телеменю не только гармонично дополняет ритуал из пожухлых цветов, обветренных шоколадок и аляповатых открыток в соцсетях. Оно в принципе мало отличается от будничного контента, который давно уже нацелен на женскую аудиторию. Центральные каналы почти каждую неделю скармливают зрительницам истории об эпических страданиях и чудесных наградах, непременно ожидающих героинь в конце тернистого пути. А для утративших веру в сказки и человечество остаются ежедневные свары у Малахова, Борисова и Шепелева. В Международный женский день подают те же блюда, чуть иначе сервированные и сдобренные более ароматной приправой.

Проблема в том, что «женский ТВ-продукт» выглядит весьма убого и абсолютно несъедобен для адекватного человека. Телевидение переполнено шлаком, провоцирующим лишь эмоциональные всплески и умственную сонливость. Это касается не только телесериалов, но и политических передач, «звездных» биографий, развлекательных шоу. Все они нацелены на «слабый пол», которому якобы присуща некая «женская логика» и состояние которого описывается как «ПМС, чередующийся с климаксом». В представлении поваров отечественной телекухни, главные потребители их стряпни — пенсионерки, домохозяйки в декрете или девочки-подростки, еще верящие в любовь «как в кино».

Типичный пример — короткие сериалы на канале «Россия». Чаще всего в центре сюжета либо молодая девушка, перед свадьбой застающая жениха с другой, либо зрелая женщина, внезапно столкнувшаяся с предательством мужа. Родных у нее нет, или отношения с ними настолько натянутые, что рассчитывать на их поддержку не приходится. Среди подруг непременно есть завистница, охочая до чужих женихов. Зачастую героиня оказывается беременной и ей приходится поднимать ребенка в одиночку в тяжелых условиях, а то и вовсе потерять его на много лет. Вдобавок на горизонте то и дело маячит тюрьма. Спасением от всех невзгод, естественно, становится случайная встреча с благородным мужчиной и последующая счастливая жизнь. Правда, ее обычно уже не показывают — в лучших традициях сказок о Золушках и прочих бедняжках.

Даже шаблонные названия этой мыльной продукции говорят о том, как ее создатели относятся к своей работе. «В плену у лжи», «Шаг к счастью», «Моя чужая жизнь», «Радуга жизни», «Тень любви», «Несколько шагов до любви» — это лишь несколько самых свежих образцов нынешнего сезона. В таком калейдоскопе персонажи и события сливаются. Порой сложно даже вспомнить, где была портниха, а где — журналистка, и что с каждой из них произошло.

При этом названия мексиканских сериалов, когда-то вдохновивших наше телевидение на собственные подвиги, до сих пор живут в воспоминаниях зрителей. «Просто Мария» и «Дикая Роза» стали настоящими брэндами, несмотря на то, что по сути вроде бы мало чем отличаются от российских аналогов. Может быть, дело в том, что воплощение истории на экране должно происходить по несколько иной схеме, чем производственный процесс на заводе или бюрократическая возня в офисе? Если визуальное оформление так же отвратительно, как изжившие себя сценарные клише, у фильма нет никаких перспектив.

Житейской пользы от типичной российской мелодрамы «для женщин» тоже ждать не приходится. Зрительница не узнает, например, как распознать будущего тирана или обманщика, отфильтровать фальшивых друзей и паразитов, спекулирующих на биологических узах, найти себе дело и призвание, сохранить здоровую атмосферу в семье, вырастить счастливых детей. Стать, наконец, свободным и самодостаточным человеком.

Создается впечатление, что единственный посыл подобного контента — все плохое непременно компенсируется наступлением всего хорошего. Хотя часто ли бывает, чтобы столько бед разом свалилось на одного человека? И какова вероятность, что он не сопьется, не сойдет с ума и не покончит с собой, а наберется терпения и дождется встречи с Тем самым, кто решит все проблемы?

Похоже, что режиссерам, сценаристам и продюсерам выбранная стратегия по-прежнему кажется беспроигрышной, раз этот конвейер продолжает работать на полную мощь. Но в реальном, а не иллюзорном, мире штампованные типажи и сюжеты давно не котируются. Бесконечный пересказ «Красотки» или «Москва слезам не верит» может заинтересовать молодую девушку разве что в том случае, если она начинающая актриса, готовая сниматься где угодно ради стартового заработка и пиара. Однако ей в голову не придет воплотить устаревшие сюжеты в жизнь. У современных женщин совсем другие идеалы и модели поведения — которые, хотелось бы надеяться, вскоре найдут отражение и на российском ТВ.

Людмила Семенова