Posted 4 марта 2019, 11:33

Published 4 марта 2019, 11:33

Modified 30 марта, 17:23

Updated 30 марта, 17:23

Когда пятый срок не в тягость

4 марта 2019, 11:33
Иван Преображенский
Алжир подает любопытный пример «транзита власти» — 82-летний президент после 20 лет на посту впадает в кому, но снова идет на выборы, обещая изменить конституцию.

18 апреля этого года в Алжире пройдут президентские выборы. Казалось бы, не самое важное событие для нашей страны, тем более, что фаворит известен заранее — это действующий президент Абдельазиз Бутефлика, который правит своей страной даже дольше, чем Владимир Путин Россией. Однако в этой истории есть сразу несколько неожиданных поворотов.

Прежде всего, кандидатура Бутефлики была выдвинута уже на пятый срок — и это несмотря на то, что он на прошлой неделе был госпитализирован и перевезен в Швейцарию, где его ввели в искусственную кому.

Нынешний алжирский лидер правит второй по величине страной Африки с 1999 года. За это время там были жестко подавлены исламистские выступления и разгромлены основные террористические группировки, а Алжир стал одним из самых стабильных экспортеров природного газа в Европу, в частности, во Францию. Это главный источник доходов алжирского бюджета, как нефть в России.

Весьма примечательно, что Бутефлика, в отличие от властей соседнего Туниса, а тем более Ливии, сумел пересидеть «арабскую весну» и сохранить власть. Сейчас, впрочем, против его выдвижения на новый срок по всей стране, а особенно в столице, идут активные протесты. Большинство их участников — молодежь, в основном студенты и ученики старших классов школ. Их активно поддерживают и молодые алжирцы во Франции.

Протестующие утверждают, что президент давно не в курсе того, что в происходит в стране и вряд ли вполне контролирует собственные действия, — попросту говоря, впал в старческий маразм.

По мере приближения старта президентской кампании протесты только нарастают. Не добавила симпатий к президенту и его госпитализация в Швейцарии. Тем не менее, окружение главы алжирского государства в его отсутствие подало документы для регистрации в качестве кандидата в президенты. Правда, по местным законам, Бутефлике до старта кампании все же придется лично появиться в национальной избирательной комиссии. Но это, с учетом уровня современной швейцарской медицины, наверняка осуществимо.

Ни немногочисленная и слабая алжирская светская оппозиция, ни куда более серьезные как политическая сила местные исламисты, ни протестующая молодежь не смогут на выборах противостоять отлаженной государственной машине. Тем более что алжирского президента и правда, как говорится, «играет свита». Уже несколько лет страной от его имени управляет его окружение, которое и не желает расставаться с деньгами и властью.

Однако даже эти люди не могут недооценивать идущие в Алжире протесты против пятого срока для Абдельазиза Бутефлики. Так что, вместе с сообщением о том, что президент намерен опять переизбираться, было обнародовано и его обращение к гражданам. Так вот, главное предвыборное обещание Бутефлики весьма своеобразно. Действующий президент Алжира пообещал не дорабатывать свой новый президентский срок и досрочно уйти в отставку. Затем, по словам Бутефлики, будут назначены новые президентские выборы, в которых он уже участвовать не станет.

Но самое важное, что перед этим на общенациональном референдуме должна быть принята новая конституция. Судя по всему, после этого Алжир превратится в парламентскую республику. И хотя об этом в письме президента, конечно, и не говорится, такой ход позволит его окружению сохранить власть и после ухода Бутефлики «на пенсию».

Также 82-летний политик обещает во время своего пятого президентского срока главное внимание уделить решению проблем алжирской молодежи. Нельзя не заметить, что их проблемы он вряд ли понимает даже приблизительно — хотя бы уже в силу преклонного возраста.

Весьма возможно, что так же, как гибель ливийского диктатора Муаммара Каддафи, согласившегося на нормализацию отношений с Западом, алжирская попытка транзита власти от авторитаризма к условной парламентской демократии станет важным примером для российских властей.

Дадут ли Бутефлике оппозиция и весьма влиятельная в алжирской политике Франция спокойно переизбраться в 2019 году? Сможет ли затем нынешний алжирский правящий класс по собственному усмотрению переписать конституцию и обеспечить мирный политический транзит? Вполне возможно, что от ответа на эти вопросы зависит будущее не только Алжира, но и России.

Можно прогнозировать, что «алжирский кейс» окажет заметное влияние на выбор Кремлем стратегии решения «проблемы 2024 года». Слишком уже много схожего как в судьбах правителей Алжира и России, так и в моделях экономического развития этих двух государств.

Иван Преображенский

Подпишитесь