Posted 2 октября 2018, 14:10
Published 2 октября 2018, 14:10
Modified 30 марта, 18:35
Updated 30 марта, 18:35
Индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) — это главное в новой системе пенсионных накоплений, которую правительство хочет запустить в 2020 году. Объявить об этом собираются вот-вот (наверное, просто решили подождать до подписания закона о повышении пенсионного возраста).
Концепция ИПК предполагает, что ставка взносов на обязательное пенсионное страхование останется на уровне 22% от фонда оплаты труда (то, что и сегодня платит работодатель), пенсионные накопления, которые и так уже заморожены с 2014 года (6%), из этих взносов формироваться не будут. Ход мыслей правительства уже становится понятным, не правда ли? Вместо этого для формирования пенсионных накоплений работникам будет предложено самим отчислять в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) часть заработной платы (до 6%) — фактически так, как мы сегодня платим подоходный налог.
Кто-нибудь скажет: и что тут страшного, а я не буду никуда ничего дополнительно отчислять. Э, не так все просто. Власти не занимались бы созданием новой системы, если бы она была сугубо на добровольных началах. Для них как раз весь смысл состоит в том, чтобы сделать это все добровольно-принудительным. Нет, даже не так: принудительно-добровольным — вот это правильно.
Добровольно и сегодня каждый может делать отчисления в негосударственные пенсионные фонды. Это — не то. Нужна принудиловка, чтобы денег побольше с граждан собрать, обещая, что это все остается их собственностью и обеспечит весомой прибавкой к пенсии в будущем. Уже даже есть подсчеты от Минфина, который оценивает поступления от ИПК в сумму от 0,5 трлн до 1 трлн рублей ежегодно.
Как обеспечить эту принудительность отчислений работниками до 6% от заработной платы? Этот вопрос оказался самым трудным для заинтересованных министерств и ведомств. Конечно, вариант с автоподпиской, когда работники включаются в систему автоматически (правда, с декларируемой возможностью отказа), очень нравится властям.
Все-таки принципиальны сегодня не детали всей этой системы, а главные ее характеристики, которые точно останутся:
— принудительно-добровольный характер;
— система ИПК — это отчисления сверх тех 22% от фонда оплаты труда, которые сегодня уже уплачиваются работодателем (кто-то не без оснований считает, что и нами тоже);
— система ИПК — это окончательный отказ от прежней пенсионной накопительной компоненты (6%).
Вот интересно: на что рассчитывают власти, пытаясь реализовать такую идею? Да она неприемлема хотя бы по причине того, что делать все это собираются вместе с повышением пенсионного возраста. Все же поймут, что это еще один дополнительный побор с граждан. То есть существует подоходный налог в 13%, к которому хотят добавить отчисления самим работником в размере до 6%. Убеждают, что это будущая пенсия, что это будет собственностью работника, с правом наследования и т. п. Как вы думаете, будут верить всему этому после повышения пенсионного возраста?
Система, аналогичная ИПК, есть в развитых странах — тоже, казалось бы, аргумент. Тогда давайте у нас эту систему вводить не сверх уже существующих 22% взносов на обязательное пенсионное страхование, а внутри их. Для граждан это бы не стало дополнительным фискальным гнетом — даже при том, что они сами бы платили. Тогда, может быть, у ИПК и были бы перспективы. Не хотите так? Тогда, в нынешних-то условиях, это будет очередной ошибкой властей, потому что доверия у подавляющего большинства граждан к новым пенсионным инициативам нет никакого.
Прочитать оригинал поста можно на сайте «Эхо Москвы».