Posted 13 июля 2018, 15:38
Published 13 июля 2018, 15:38
Modified 30 марта, 19:18
Updated 30 марта, 19:18
Саммит в Финляндии и то, как его ожидает московский истеблишмент и российские СМИ, — показатель того, в каком положении в мире находится сегодня Россия. Год назад встреча с Трампом в Гамбурге на G-20 преподносилась как вызывающее интерес, но в целом естественное политическое событие, еще и вписанное в контекст глобального мероприятия высокого уровня. Однако уже тогда отсутствие смысла и предмета для нормального политического анализа было сильно заметно.
Теперь возможность встретиться с Трампом приобрела в глазах российского политического класса характер события исключительного. Этой встречи ждут как визита звезды в периферийный городок, вкладывая в ожидание какие только возможно надежды и чаяния. Другой-то возможности оказаться замеченным может уже не представиться.
Ждут, например, как особого знака расположения, что Трамп вместе с Путиным появится на финале мундиаля. А вдруг он еще и скажет, что «Крым наш»? А что, Трамп может. И что будет? Кроме шума, ничего. Американские санкции в отношении России закреплены законом США. Это сделано специально для того, чтобы американский президент не мог их отменить или изменить. Об этом всем хорошо известно. И положение Трампа во внутриамериканском политическом раскладе тоже не улучшилось настолько, чтобы его собственная инициатива стала значимым сигналом к изменению позиции Конгресса.
Что касается европейских стран, то мировой контекст отношения к Путину (да и к Трампу) сейчас таков, что любые словесные заигрывания между президентами России и США вызовут только раздражение и отторжение.
Тогда в чем смысл встречи в Финляндии? Очень просто — в пиаре! Саммит в Хельсинки — продолжение личного пиар-шоу Трампа, растягивание впечатления его значительности, созданного, по его собственному мнению, сингапурским мероприятием с Ким Чен Ыном. Формат внешнеполитической деятельности Трампа вытекает из его очень небольшого политического опыта и ограниченности кругозора: покуражиться и послать подальше всех традиционных союзников США, но зато повстречаться с главными изгоями мировой политики. Был ли достигнут хоть какой-то результат на переговорах с лидером КНДР в Сингапуре? Будет ли реальное движение вперед хотя бы в направлении северокорейской денуклеаризации? Все вопросы остаются открытыми.
Так или иначе, саммит в Сингапуре стал для Трампа международным рекламным событием, а грядущая встреча в Хельсинки будет его продолжением. Да, такое теперь внешнеполитическое позиционирование у российской власти — вынужденно обеспечивать пиар американскому президенту. Российскому же президенту уже не перед кем пиариться. Тем более что после мартовского выступления в Манеже долгосрочный курс Путина на гонку вооружений ни у кого сомнений не вызывает. Диалог о разрядке и сокращении ядерных арсеналов между Россией и США вообще отсутствует.
Впрочем, даже если по результатам встречи в Хельсинки и будет что-то подписано, будут сделаны какие-то заявления, нет надежды на то, что это будет что-то реальное и практичное. Опыт показал, что любые договоренности и совместные декларации, если они не искренни, не прочувствованы и не вытекают из содержания проводимой политики, остаются лишь на бумаге и мгновенно забываются. Самый яркий пример бессмысленного подписания с большой помпой того, во что ни один из подписантов не верил и ничего делать в этом направлении не собирался, — это Московская декларация о новых стратегических отношениях между РФ и США от 2002 года.
Поскольку сегодня отношения между странами находятся на низшей точке за многие десятилетия и при этом саммит в Хельсинки не подготовлен, никаких проработанных инициатив, проектов или хотя бы новых сценариев развития отношений нет, а «партнеры» относятся друг к другу на самом деле с огромной долей цинизма, то, о чем бы Трамп и Путин ни договорились, шанса на создание хоть каких-то предпосылок к действительному изменению тупиковой ситуации нет. Можно ли рассчитывать на внезапный разумный экспромт? Нет. Российская дипломатия уже давно стала частью пропагандистской машины, и она вне контекста реальных мировых проблем. Поэтому со стороны Путина ждать нечего, а Трамп, к сожалению, не та фигура, от которой можно ожидать рождения политических смыслов.
И все же встреча в Хельсинки знаковая. Это встреча двух политических деятелей, потерявших будущее, их политика лишена видения перспективы и понимания современного мира. Путин и Трамп — два политических слепца, ведущих свои страны, а с ними и мир, в никуда. Но для Америки это пока еще может стать досадной остановкой в пути, тогда как для России потеря цели и окончательное превращение в государство-мафию фатально.
В начале июля Россию посетила делегация американских сенаторов — в контексте подготовки к встрече в Хельсинки. В Госдуме, кстати, приветствовали стоя аплодисментами американских сенаторов, которые принимали закон об антироссийских санкциях. Под конец визита сенатор-республиканец из Луизианы Джон Кеннеди охарактеризовал ситуацию в России так: «В России нет политической философии. Это как задаваться вопросом, в чем состоит политическая философия мафии». Нам об этом хорошо известно, но ситуация не меняется и становится только все заметнее внешним наблюдателям.
Выход России из международного тупика — дело исключительно самой России. Для этого нужно в корне менять внешнеполитический курс и предпринимать ряд очевидных первоочередных действий, в частности немедленно прекратить войну в Донбассе, признать незаконность отторжения Крыма и инициировать международную конференцию по статусу полуострова, вывести войска из Сирии, прекратить прикрывать преступления Асада… И делать это надо вовсе не для Трампа, а для нашей страны, во имя ее будущего.
Но судя по тому, что говорит и делает Путин в последнее время, он к этому никак не готов. И встреча в Хельсинки ничем не поможет.
Прочитать оригинал поста можно здесь.