Posted 5 июля 2018,, 13:55

Published 5 июля 2018,, 13:55

Modified 31 января, 20:03

Updated 31 января, 20:03

Чем поднять рейтинги власти

5 июля 2018, 13:55
Александр Желенин
Если недовольство населения социально-экономическим положением не удастся снизить, на повестке вновь может появиться «объединяющая» тема присоединения новых земель.

За последние шесть месяцев рейтинг доверия россиян Владимиру Путину снизился с 60% до 48%. Об этом свидетельствуют результаты последнего социологического опроса, проведенного «Левада-Центром» в конце июня. Это самое серьезное снижение популярности российского лидера, начиная с «довоенного» 2013 года. Отметим, что тогда популярность президента РФ была еще ниже — всего 36%.

Впрочем, рухнули индексы популярности не только президента. Продолжил снижение и без того низкий рейтинг премьер-министра Дмитрия Медведева. За тот же период — с января по июнь 2018-го — он упал с 12% до 9%. Резко, с 31% до 19% упала поддержка даже одного из самых стабильных политиков путинской команды — министра обороны Сергея Шойгу. Не менее серьезно — с 25% до 14% — потерял в популярности еще один путинский «зубр» — глава МИДа Сергей Лавров.

Опрос проводился по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. Исследование проводилось на дому у респондентов методом личного интервью, говорится на сайте «Левада-Центра». Вопрос, задававшийся социологами, был открытый. То есть респондентам предлагалось самим назвать 5-6 политиков, которым они доверяют. Характерно, что 21% опрошенных в этой ситуации заявили, что не доверяют никому. Следовательно, получается, что число россиян, не доверяющих никому из ведущих политиков страны, сегодня превышает количество тех, кто поддерживает второго по популярности члена команды Путина — Сергея Шойгу. Еще один тревожный симптом для власти…

Рассматривая причины такого падения рейтингов ведущих российских политиков, наблюдатели в качестве первой из них, естественно, называют анонсированную правительством пенсионную реформу. Уже очевидно, что подсластить эту «пилюлю» не удалось даже с помощью такого праздника жизни, как чемпионат мира по футболу, проходящий сейчас в России. Однако это отнюдь не единственная социально-экономическая причина падения популярности российской власти.

Вторая (а вернее ее-то как раз поставить на первое место) состоит в непрерывном с 2014 года ухудшении экономического положения большинства россиян. Уже не раз приходилось говорить, что рано или поздно эта бомба рванет, потому что из-за девальвации рубля практически вдвое в 2014—2015 годах, связанной с падением в этот период цен на нефть, за прошедшие 3-4 года произошло, как минимум, 50-процентное сокращение реальной заработной платы большинства российских граждан. Кто-нибудь это сокращение индексировал? Естественно, нет.

В этой ситуации россияне, убаюканные победными реляциями из телевизора, жизнерадостно продолжали набирать банковские кредиты, поскольку сокращать потребление в массе своей не привыкли, да и руководство постоянно внушает им мысль, что это все временные трудности. А если временные, то надо взять кредит в банке. А к тому времени, когда его надо будет отдавать, и жизнь улучшится… Но цены растут, зарплата падает, жизнь становится все хуже, а банковская петля затягивается все туже. В этой ситуации нужен был лишь повод для резкого роста социального недовольства. Этот повод и дало правительство, объявив о начале пенсионной реформы, а точнее о том, что теперь выход на пенсию миллионам россиян придется отложить…

Однако мы хорошо знаем, как умеет поднимать свой рейтинг российская власть и какие она использует для этого инструменты. Если не помогают такие меры, как мундиаль, у нее в запасе всегда имеются инструменты внешнеполитического свойства… Например, территориальное расширение. Причем не обязательно военным путем, поскольку оборонные расходы для российской экономики и так велики и тяжелы и вроде бы взят курс на их сокращение.

Конечно, в плане демонстрации электорату успешности внешней политики государства есть слабая надежда на предстоящую 16 июля встречу Трамп-Путин. Но, как справедливо отмечали недавно эксперты «Росбалта», при ближайшем рассмотрении результаты этой встречи, скорее всего, лишь несколько улучшат имидж Владимира Путина. Реальных прорывных договоренностей достичь едва ли удастся.

Во-первых, потому что реальным успехом такой встречи для Путина стала бы отмена американских санкций в отношении России. Но мы знаем, что руки Трампа в этом вопросе связаны Конгрессом. При всем желании американский лидер не может по своему усмотрению отменить принятый парламентом закон. Это ведь американская «империя», в которой действует реальное разделение властей, где глава государства отнюдь не так всесилен, как его коллега в «демократической» России.

Во-вторых, даже если представить себе, что Трамп каким-то образом пошел бы на такой шаг как отмена санкций, то таким образом он неизбежно оживил бы начавшие понемногу затухать в американском обществе подозрения в пророссийских настроениях нынешнего хозяина Белого дома или «сговоре» с Москвой. А этого Трампу совсем не нужно.

В связи с этим, с большой долей вероятности можно предположить, что предстоящая встреча двух лидеров в Хельсинки, скорее всего, будет носить протокольный характер.

Чем же тогда сможет порадовать россиян Владимир Путин, если от пенсионной реформы он, судя по всему, отказываться не намерен?

Варианты у него, как всегда, есть. Во второй половине июня, как мы помним, российский лидер посетил «братскую» Белоруссию. Именно после этого визита президент последней проронил многозначную и немыслимую ранее для него фразу о том, что в случае, если дела в белорусской экономике будут идти плохо, не исключено, что его страна «присоединится» к другому государству. Название этого государства не прозвучало, но мы ведь помним, что-де юре Белоруссия и РФ уже и так — Союзное государство. Дело за-де факто? Хотя понятно, что при желании хозяина Кремля разыграть эту карту сам процесс более глубокой интеграции не будет одномоментным, как в случае с Крымом. Но даже первыми реальными шагами в этом направлении можно снова поднять патриотическую волну, чтобы накрыть ею недовольство граждан непопулярными действиями властей в экономике.

Александр Желенин