Posted 25 июня 2018, 14:11
Published 25 июня 2018, 14:11
Modified 30 марта, 19:28
Updated 30 марта, 19:28
Когда Россия в 2010 году получила право на проведение мундиаля, наверняка было много недовольных скептиков, утверждавших, что не так хорошо мы живем, чтобы позволять себе такие дорогие игрушки. Однако они и представить себе не могли, в каких реалиях мы окажемся на момент международного футбольного праздника: навсегда испорченные отношения с Украиной, репутация источника мирового зла во внешней политике, бездоказательные и беспардонные обвинения во всех смертных грехах, уже растасканные на мемы, кризис в экономике, ставшей зависимой буквально от одного поста в твиттере американского президента. Наверняка тогдашние пессимисты теперь с изумлением и тоской вспоминают о своих прежних претензиях.
Но чемпионат у нас, вопреки многочисленным пророкам, не отобрали, спортивный праздник идет мощным ходом, превосходя масштабами Олимпиаду в Сочи. Тем более что на ней не было груза ответственности за наш загубленный имидж, который непременно нужно восстановить, и не только бряцая оружием, но и демонстрируя общность с мировой культурой и настроениями. А спортивная индустрия, что бы ни говорили о ее низкой духовной и раздутой долларовой стоимости, давно уже стала неотъемлемой частью этой культуры.
К сожалению или к счастью, бал сейчас правит потребление — марки шампуней, которые рекламирует Криштиану Роналду, все знают лучше новинок и трендов высокого искусства, а китайские сувениры с футбольной символикой покупают охотнее, чем картины.
Получилось ли у нас не только оправдать ожидания восьмилетней давности, но и более — менее удачно подстроиться под изменившуюся обстановку? И стал ли мундиаль орудием пропаганды, как мы сейчас то и дело слышим?
Не будем брать в расчет отдельных чудаков, стремящихся пропиариться на событии любой чушью и дичью, вроде нравоучений для наших женщин. Стоит рассмотреть, как чемпионат взяли на вооружение телевизионные государственные рупоры и некоторые публицисты в интернете.
Разумеется, в первую очередь горячую тему использовали для того, чтобы спрятать за ней неудобные вопросы, главным образом насчет пенсионной реформы, повышения НДС и роста цен на бензин. Даже самые инертные и политически пассивные граждане, в обычной жизни интересующиеся «Спартаком» и «Зенитом», а не ценами на нефть, понимают, что праздник пройдет, а проблемы останутся. И все же энергетика, бьющая ключом из кадров с исландскими болельщиками, сентиментальность, с которой опрашиваемые иностранцы говорят о доброй и гостеприимной России, и, конечно же, успехи нашей сборной на данный момент, пока что сдерживают упаднические настроения и еще способны выполнять функцию отвлекающего маневра.
На Первом канале трансляции матчей даже отодвинули в сетке программу «Время», чье место обычно считается неприкосновенным. А всегда сдержанная и постоянная в своем имидже Екатерина Андреева отметила старт мундиаля в особо игривой форме — примерила футбольную форму и показала свое умение бить по мячу.
Участники политических ток-шоу, которые оккупируют центральные каналы даже в летнюю пору, отказывая себе в отпусках на Мальдивах, забывают о том, что спорт вне политики (впрочем, кто сейчас об этом помнит?), и говорят, что теперь, благодаря «мягкой силе», к нам все потянутся. Правда, они умалчивают о том, что Россия не ограничивается теми несколькими городами, в которых проходят поединки, и что у нас много мест, которые давно могли бы стать жемчужинами мирового туризма, если бы мы не вспоминали о «мягкой силе» раз в четыре года. И учитывали, что это понятие подразумевает не наличие великих имен в истории, культуре и спорте, не блины с икрой и не бездумную раздачу российского гражданства выходцам с «загнивающего Запада». Оно даже не про гостеприимство, которое, к сожалению, у некоторых прослоек населения при встрече с иностранцами перерастает в откровенный подхалимаж. В первую очередь оно относится к качеству жизни народа, а одним из показателей благополучия, гармонии и внутренней зрелости является как раз отсутствие постоянной оглядки на чужое одобрение и стремлений завоевать чью-нибудь любовь и дружбу.
И стоит кому-нибудь из штатных телевизионных «мальчиков для битья» заикнуться, что иностранцы едут ради поддержки своих сборных, а не дружбы с Россией, моментально следует снисходительный и шутливый отпор: не пытайтесь испортить нам праздник.
На этом фоне поначалу мало кто заметил циничную речь Михаила Леонтьева в его рубрике «Однако» о добродетели труда и ужасах праздности. Или колонку Марии Киселевой о том, как нехорошо с родительской шеи переползать на государственную вместо того, чтобы «поднять себя с дивана и действовать». Им, вероятно, это казалось очень удобной позицией — и выслужиться, и не рисковать. (Хотя чем они рискуют? Уж точно не репутацией).
Однако народ услышал. Грустные шутки на тему продления активной трудовой деятельности сейчас, похоже, пользуются в интернете не меньшей популярностью, чем сводки с футбольных полей. И не исключено, что спад нынешней спортивной эйфории, на которую сделало ставку государство, испортит в конце концов настроение и ему. Уже сейчас есть стойкое ощущение, что на телеэкранах праздника гораздо больше, чем в реальности. Так что очень скоро после завершения чемпионата разговоры о «мягкой силе» сойдут на нет. Ведь экономические удары по населению мягкими никак не назовешь…
Людмила Семенова