Posted 13 июня 2018, 12:20
Published 13 июня 2018, 12:20
Modified 30 марта, 19:35
Updated 30 марта, 19:35
В нашей стране актеры и другие «селебрити» не только формируют массовую культуру, но и создают информационный фон, который воздействует на сознание аудитории. Рамки собственно искусства театра и кино давно стали им тесны.
То и дело они становятся героями светских и гражданских скандалов. Недавно Михаил Ефремов отличился высказыванием про Крымский мост. А до этого Алексей Серебряков рассуждал о хамстве как национальной идее нашего человека. Данила Козловский пожаловался на критиков трейлера к его фильму «Тренер» в крайне резкой форме, с переходом на личности. Дмитрий Дюжев заявил, что мы своим бескультурьем заслуживаем той «лабуды и туфты», которой они же, творческие люди, нас и кормят, причем отнюдь не за «спасибо».
И не всегда можно понять, где у них искренний полет оскорбленного сознания, а где — просто осознанный пиар, в случае с Козловским — связанный с премьерой фильма, а в отношении многих других — просто с желанием о себе напомнить.
И ведь это всегда срабатывает. Многие ли без раздумья назовут самую свежую роль того же Ефремова? Зато некрасивый инцидент, который произошел в марте на гастролях в Самаре, наверняка до сих пор на слуху.
Самое плохое заключается в том, что грань между испорченной репутацией и саморекламой у наших «звезд» уже полностью размыта. Уверенные в собственной безразмерной значимости, тонкости натуры и любви миллионов, актеры и певцы отбиваются от дурных пересудов примитивными методами — ссылаются на лживость прессы, контратакуют в духе «сперва добейтесь» или «займитесь своей жизнью», и, похоже, никогда не жалеют о своих промахах.
Вернее, был один пример — Владислав Галкин проявил свою ранимость и совестливость не на словах, а на деле. Он подтвердил, что его благородные герои не фантомы, в них действительно была вложена душа. А также — то, что не всякий актер и сын актера считает себя «белой костью», которой по умолчанию все можно и чье мнение волнует всю страну. Но, увы, все информационное поле во главе с телевидением культивирует это убеждение.
Практически все публицистические передачи на центральных каналах посвящены более или менее забытым отечественным артистам: «Судьба человека», «Привет, Андрей!», «Наедине со всеми», «Мой герой», «Секрет на миллион», «Когда все дома». Поэтому кажется, что достойна интереса только жизнь актеров, певцов и прочих медийных личностей, самое важное для которых — торговля собственным имиджем.
В какой-то мере это справедливо: жизнь многих селебрити похожа то на мелодраматический мюзикл, то на захватывающий триллер, то на мафиозный боевик, то и вовсе на «Игру престолов» (по крайней мере, им бы хотелось так считать, а на самом деле это всего лишь неумелый косплей). Телевидение раскручивает эти модели в полной мере: из загашников достаются романтические истории из юности, тайны с уголовным оттенком, байки, уже практически слившиеся с реальностью.
И не скажешь, что за этим никогда не бывает интересно наблюдать: то Лера Кудрявцева выводит Филиппа Киркорова на воспоминания об обвинении в убийстве, то ведущую Юлию Меньшову доводят почти до слез провокации гостьи Людмилы Максаковой, то Борис Корчевников простым вопросом о семейных делах вынуждает Сергея Селина сорваться на плохо контролируемую ярость.
Однако все эти моменты возможны только в диалоге одного медийного лица с другим. С простыми смертными «звезда» никогда не станет разговаривать по-человечески. Поэтому цель всех передач этого формата — не раскрыть душу известного человека, а подать товар новым «лицом». И уж точно не в убыток себе.
Поэтому то, что деятели шоу-бизнеса на наших телеэкранах и исповедуются, и учат нас жизни, и проводят экскурсии по своим царским интерьерам, и состязаются на льду и в беготне с быками, и готовят изысканные блюда, и выражают гражданские протесты, — давно уже вошло в привычку и мало кого удивляет. Однако люди, выросшие еще при советской культуре, до сих пор не могут понять, почему народу должны быть интересны только «селебрити». Неужели в такой огромной стране нет других людей, способных рассказать о чем-то действительно интересном и актуальном?
Ведь все российские «звезды», даже если каждый из них по отдельности неплохой и одаренный человек, явно не способствуют развитию нашей культуры, скорее, наоборот — они лишь паразитируют на этом поприще. И никто уже не воспримет всерьез разговоры о том, что жизнь актера — это всегда изнуряющая работа в любое время суток и при любой погоде, психические травмы, невозможность видеться с родными и спокойно ходить по улицам. Ведь мы зачастую знаем их только по ничего не говорящим именам и цветастым статьям в журналах, или по ситкомам, где вся работа — это имитировать искрометные шутки под закадровый хохот.
Но почему телевидение не предоставляет никакой альтернативы, не рассказывает о том, чем живут люди других профессий, порой гораздо более ценных для развития общества, чем съемки в сериалах, пение и даже прыжки с шестом? Ведь в СССР были передачи о судьбах ветеранов труда, врачей, педагогов, трудовых династий («От всей души»), о научных открытиях, техническом прогрессе и исследовании мира («Клуб путешественников», «В мире животных», «Очевидное-невероятное», «Это вы можете»), о познавательной литературе («Этот фантастический мир»).
Такие программы не просто показывают мир, не ограниченный страницами желтой прессы, они могут вдохновить на нечто новое и интересное тебя самого. Ведь у любого из нас есть некие интересы и таланты. Нынешние же «судьбы человека» и «герои» в абсолютном большинстве своих передач утверждают, будто есть прослойка небожителей, интересных всем и каждому, и есть все остальные, удел которых — смотреть и завидовать. Желательно молча.
Людмила Семенова