Posted 31 мая 2018,, 15:18

Published 31 мая 2018,, 15:18

Modified 30 марта, 19:41

Updated 30 марта, 19:41

Время сыграть по-крупному

31 мая 2018, 15:18
Елена Земскова
Руководство Госдумы терпит одно поражение за другим в попытках превратить нижнюю палату парламента в один из наиболее влиятельных центров власти.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин не отказывается от планов повысить авторитет и роль парламента в системе власти. От того, насколько это удастся, зависит его собственный уровень политического влияния и дальнейшие перспективы. Спикер явно считает, что на Охотном ряду он уже навел порядок — укрепил дисциплину среди депутатов, нашел общий язык со всеми думскими фракциями и почти полностью разгреб завалы из законопроектов, доставшиеся в наследство от предыдущих созывов.

Наконец, пришло время сыграть по-крупному. Тем более что ранее Володин уже пытался оседлать с разной степенью активности резонансные темы, вроде проблем дольщиков и реновации, и доказать, что от Думы тоже кое-что зависит. Теперь же спикер решил сделать ставку на одну из наиболее выигрышных тем — патриотизм.

Именно в этом ключе можно рассматривать приписываемую лично Володину инициативу разработки и внесения в Госдуму пакета контрсанкционных законопроектов. Хотя вряд ли спикер предварительно не обговорил их в нужных кабинетах и даже с президентом. Сам же Володин утверждает, что действовал, в том числе по просьбам бизнеса. Тем самым как бы намекая, что Дума вполне может стать самым привлекательным местом для лоббистов.

Что получилось в итоге, известно. Первый законопроект из этого пакета (о контрсанкциях) уже обрел статус закона и дожидается подписи президента. Правда, с первоначальным вариантом он не имеет почти ничего общего. Депутаты были вынуждены убрать из документа перечень конкретных контрсанкционных мер, среди которых был резонансный запрет импортных лекарств, и ограничиться абстрактным перечислением нескольких направлений, по которым могут быть введены ответные меры. При этом право принимать подобные решения останется исключительно за президентом и правительством.

Принятие во втором чтении еще одного законопроекта из этого пакета — об уголовном наказании за исполнение антироссийских санкций на территории РФ и пособничество в их введении, депутаты были вынуждены отложить под давлением бизнеса и некоторых других структур. Как ожидается, он все-таки будет принят Госдумой до конца июня, но так же, как и его собрат, в серьезно исправленном и даже усеченном виде.

Так, Госдума, скорее всего, согласится заменить уголовную ответственность на административную для должностных лиц российских компаний, исполняющих санкции. А в порядке компенсации неминуемых потерь бизнеса может даже принять отдельный закон о финансовой помощи предпринимателям. Именно по этой причине законопроект сейчас проходит согласования в правительстве. При этом не исключено, что в конечном итоге из него вообще вычеркнут все нормы о преследовании бизнеса. Хотя бы для того, чтобы не провоцировать очередную волну вывода капиталов из страны и не отпугивать и без того не многих зарубежных инвесторов. Недаром на этот закон уже успели открыто пожаловаться думскому руководству представители крупных немецких компаний.

Другими словами, патриотический порыв депутатов «обломать рога» Америке и простимулировать импортозамещение был принят скорее за навязчивую идею «отморозить уши назло бабушке». К Госдуме снова вернулось на какое-то время подзабытое обидное прозвище «бешеный принтер», а про самих депутатов опять начали говорить, что им только бы запрещать да запрещать.

Впрочем, окружение Володина и близкие к нему эксперты интерпретируют происходящее чуть ли не как серьезную политическую победу спикера Госдумы. Особо подчеркивается, что в ходе обсуждения контрсанкционных законопроектов в Думе председатель палаты сумел проявить себя политиком, который всегда слушает мнение других и стремится найти компромисс. Это, конечно, достойное качество, но вся контрсанкционная катавасия точно не прибавила веса самой Госдуме как политическому институту и не превратила ее даже в потенциальный центр принятия решений. Напротив, Дума стала восприниматься в качестве места, где гиперактивные граждане денно и нощно извергают из себя поток непродуманных и даже опасных инициатив, и надо приложить немало усилий, чтобы этот фонтан перекрыть. Лучше бы уж сидели и штамповали молча то, что присылают сверху, подумает в таком случае обыватель.

Но депутатам неймется, и они во главе со спикером хотят доказать, что тоже могут влиять и решать. Правда, получается это, по большой части, по мелочи. Так, на днях депутат из одной оппозиционной думской фракции возмущался, почему народных избранников не допускают до решения серьезных вопросов? Например, не подключают к поиску 25 трлн рублей, необходимых для исполнения очередных амбициозных «майских указов» президента. Он опасается, что в попытках наполнить бюджет правительство пойдет по «старому пути» — введет новые налоги, повысит акцизы и т. д. Между тем, в Госдуме скопилась целая куча законопроектов, принятие которых помогло бы правительству найти деньги, утверждал депутат. Но думское руководство упорно отказывается включать их в повестку.

Зато гордится тем, что иногда удается уговорить правительство принять незначительную депутатскую поправку в закон о бюджете. Но, например, не может приучить чиновников правильно планировать бюджет так, чтобы не приходилось по несколько раз в год переписывать его макроэкономические показатели.

Между тем, Володин пытается оседлать тему «майских указов» президента, но по другой линии, в частности, усиливая связи с региональными парламентами. Вряд ли ему удастся переиграть исполнительную власть как в центре, так и в регионах. Хотя сам спикер, судя по всему, сдаваться не намерен. Он будет принимать решения там, где ему дозволят. Так, на днях депутаты всерьез озаботились установлением в России еще одного праздника — Дня взятия Парижа. Сначала соответствующий законопроект собирались отклонить, но после вмешательства в дискуссию спикера, решили не спешить и создать рабочую группу по обсуждению этого вопроса.

Елена Земскова