Posted 14 мая 2018,, 13:26

Published 14 мая 2018,, 13:26

Modified 30 марта, 19:52

Updated 30 марта, 19:52

Ударят ли США по Ирану?

14 мая 2018, 13:26
Алла Ярошинская
Почти вся западная печать сегодня предрекает новую войну на Ближнем Востоке с участием американцев и израильтян.

За последние примерно 50 лет Иран и США разыгрывали политический перфоманс под названием «от любви до ненависти и обратно» несколько раз. Особенно бурно развивался их «роман» во времена правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви — это в 1970-е годы. Тогда, напомню, Америка была полна планов по поддержке долгосрочной программы развития ядерной энергетики в Иране — самой мощной на всем Ближнем Востоке.

Но, как оказалось спустя десятилетия, Вашингтон вдохновлял не только мирный иранский атом. В 1975 г. был подготовлен секретный Меморандум № 292 «О сотрудничестве между США и Ираном в области ядерных исследований». Подписал его тогдашний госсекретарь США Генри Киссинджер, продвигавший (вместе с другими важными персонами) иранские сделки с американскими корпорациями General Electric и Westinghouse. Эти контракты позволяли Тегерану самому распоряжаться плутонием и обогащенным ураном. Однако, как уже упоминал об этом «Росбалт» (статья «Иранская рокировка Ельцина»), любовь Ирана и США завяла, как только в Тегеране сменилась власть и новые лидеры стали именовать Штаты «большим сатаной» (а Израиль — «малым сатаной»).

В 2005 г. из-за «утекшего» в западную печать отчета спецслужб Великобритании, Франции и Бельгии вдруг оказалось, что в Иране есть своя ядерная военная программа. По оценке российских экспертов, «иранские старцы» приняли решение о ее создании в начале 1990-х. Свою руку приложил к этому известный пакистанский ученый Абдул Кадир Хан, «отец» исламабадской ядерной бомбы. С помощью Хана в 1995 г. именно в Пакистане были закуплены, а в Иране собраны 500 центрифуг Р-1. Они предназначались для накопления высокообогащенного урана. Разведки трех европейских стран, судя по всему, не ошиблись, определив высокий уровень квалификации иранских технических специалистов. Очень быстро аятоллы уже сами начали производить центрифуги.

По оценкам ЦРУ в 2005 г., для изготовления боевого ядерного устройства Ирану понадобилось бы 10 лет. Лондонский институт стратегических исследований оперировал пятью годами. Правда, учитывая пробирку, которой потрясал в ООН госсекретарь США Колин Пауэлл, уверяя, что Ирак разрабатывает ядерное оружие и его следует наказать (и наказали, практически разрушив страну, хотя никакого ЯО там не нашли), многие фильтровали подобные прогнозы.

Однако в 2006—2007 гг. идея атаковать Иран витала в американском воздухе. Известный публицист Сеймур Хирш в статье «Грядущие войны. Секретные дела Пентагона», опубликованной в The New Yorker, писал: «В интервью бывшие высокопоставленные сотрудники спецслужб много раз повторяли мне, что следующая цель — Иран». В свою очередь, как сообщали иранские СМИ, персы арестовали около сотни «агентов ЦРУ, занимавшихся сбором разведывательной информации».

Спецоперации по уточнению целей для потенциальных ударов по Ирану, полагал Сеймур Хирш, проводились с санкции Буша, подписавшего на этот счет ряд секретных распоряжений. Более того, Хирш считал, что США не только ударят по Ирану, но и будут применять при этом ядерное оружие. В статье «Подготовка для ядерной атаки на Иран и стоящие за этим горячие «ядерные» головы» он называет секретную президентскую директиву под номером NSPD 35 — «Разрешение на развертывание ядерного оружия». Хирш был уверен, что «каждый элемент, необходимый для ядерного удара по Ирану, сейчас уже «развернут и готов».

По другим сообщениям западной печати тогдашняя операция под названием «Иранская свобода» разрабатывалась четыре года. А по мнению американского эксперта Вильяма Аркина, существовал специальный план Global Strike («Глобальный удар»), в рамки которого и вписывалось военное решение проблемы Ирана.

В те дни британский журнал The New Statesman писал: американские генералы уверены в том, что «в течение только одного налета на территорию Ирана они могут поразить по крайней мере 10000 целей», прибывая в Иран с военной базы в США. Справиться с иранцами предполагалось за несколько часов.

Однако более десяти лет назад этот сценарий так и остался на бумаге. Видимо, потому что к тому времени США и так «погрязли» в Ираке и других региональных конфликтах. И Тегеран, имеющий баллистические ракеты «Шахаб» (подсобила Северная Корея), достигающие целей в радиусе трех-пяти тысяч километров, — это не Ирак, легкой прогулки в прямом эфире может и не случиться.

Восемь лет понадобилось мировому сообществу (после очередной смены власти в Тегеране), чтобы, наконец, полюбовно договориться с иранцами. В июле 2015 г. Тегеран и «шестерка» (пять постоянных членов СБ ООН — Россия, Китай, Франция, Великобритания, США, а также Германия) подписали «Совместный всеобъемлющий план действий». Он снимал с Ирана экономические и финансовые санкции со стороны ООН, США и Евросоюза в обмен на ограничение его ядерной деятельности. Иранцам вменялось сократить запасы урана на 97% (с 10000 кг до 300); отказаться от производства высокообогащенного урана и оружейного плутония. (Разрешалось обогащать уран лишь на 3,67%, так как уран с обогащением до 20% используется в исследовательских и экспериментальных реакторах, до 90% — для ядерного оружия.) Предписывалось снизить число центрифуг с 20000 до 5000, хотя иранцы настаивали на 50000). Естественно, их ядерные объекты ставились под наблюдение, и исключались малейшие военные поползновения.

Взамен Ирану смягчались жесточайшие ограничения. США (при Обаме) сняли санкции почти с 60 физических лиц, около 400 предприятий, с десятков самолетов и сотен судов, включая нефтяные танкеры. Были разблокированы «замороженные» счета и активы в зарубежных банках, снят запрет на закупку иранской нефти, на инвестиции, поставку передовых технологий для нефтянки. Иранцам вернули также доступ к международной системе расчетов SWIFT (отключения от которой сейчас так боятся в РФ). Впрочем, музыка играла недолго: США, сняв часть санкций, тут же объявили о новых — из-за программы по созданию баллистических ракет.

И вот — новый поворот. Не прошло и трех лет, а ситуация с Ираном времен Трампа уже становится бушевским дежавю. США, несмотря на сопротивление подписавших договор стран, вышли из «ядерной сделки». При этом Трамп заявил, что Иран обманывал весь мир, якобы тайно продолжая разрабатывать ядерное оружие. Иран в ответ заверил, что оставляет за собой право вернуться к военной программе. Президент Хасан Роухани: «Мы продолжим создавать столько оружия и ракет, сколько необходимо для обороны».

И вот уже Вашингтон начинает свой политический пинг-понг. «Я не думаю, что выход из этой ядерной сделки приблизил США к войне с Ираном. Это Иран приблизил нас к войне, предпринимая враждебные действия в Ираке и Сирии. Агрессивное милитаристское поведение Ирана в регионе — это реальная угроза», — заявил на днях в эфире телеканала CBS помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон.

Американский журнал The National Interest в свежей статье «Начнет ли Трамп войну с Ираном?» раскрывает читателю, что за «новым» Джоном Болтоном стоит «старый»: «В 2015 году Джон Болтон изложил четкий план, чтобы остановить Иран на пути создания ядерного арсенала», — отмечается в журнале. «Неудобная правда заключается в том, — цитирует Болтона издание, — что только военные действия, такие как нападение Израиля 1981 года на реактор Саддама Хусейна в городе Осирака в Ираке или уничтожение сирийского реактора, спроектированного и построенного Северной Кореей в 2007 году, могут выполнить то, что требуется. Время ужасно коротко, но удар (по Ирану) все еще может быть успешным». Но в тот момент у именитого республиканца Болтона не было таких полномочий, как сегодня. The National Interest отмечает, что Трамп заменил госсекретаря Рекса Тиллерсона и бывшего советника по национальной безопасности МакМастера на «стойких ястребов» — Майкла Помпео и Джона Болтона.

Сегодня почти вся западная печать осторожно предрекает США войну с Ираном (при участии Израиля), в частности, и большую войну на Ближнем Востоке — в общем. Никто пока не берется предсказывать глобальные последствия возможного военного столкновения. Однако, как мне представляется, нет сомнения в том, что американские «ястребы» уже смахнули пыль со старого списка предполагаемых иранских целей, «утекшего» в СМИ при подготовке более десяти лет назад к атаке на Иран.

В нем к целям первой очереди были отнесены завод по обогащению урана в Натанце, урановые шахты в Сагханде возле городка Язд, завод по производству тяжелой воды в Араке, урановый центр в Исфахане, Тегеранский исследовательский центр, Бушерская АЭС, а также хранилище радиоактивных отходов близ населенных пунктов Карай и Анарак, электрическая компания в Калае, завод по молибденовым и йодным радиоизотопам и т. д. Наверняка за три года со времени заключения сделки все это никуда не делось.

Сюда же, в первую очередь для поражения, были отнесены и места базирования иранских крылатых ракет «Шахаб», «командные, контрольные и коммуникационные объекты спецслужб», авиабазы. Во второй эшелон атак были записаны электростанции, дамбы, магистрали и мосты, гражданские аэропорты, правительственные здания, железнодорожные пути.

Кроме того, в разгар ожесточения в 2006—2007 гг. западные СМИ указывали, что у американцев не будет необходимости тратить много времени, чтобы «достать» иранские цели, прилетая для этого из США. Как сообщала израильская газета The Jerusalem Post, ссылаясь на чиновника МИД Грузии, США рассчитывали тогда использовать аэродромы и военные базы в этой стране для удара по Ирану. Хотя Саакашвили в Грузии уже не у дел, ничто не может помешать США при необходимости попросить потенциального партнера о такой «мелочи» и сейчас. Впрочем, все это — только один из предполагаемых сценариев.

И последнее. Зачем Вашингтон затевает этот вселенский кипиш, рискуя рассориться со своими союзниками в Европе? Знакомый американец, аналитик с хорошими мозгами, на этот вопрос ответил мне: «Когда я слышу от властей или читаю в нашей прессе, что США собираются с кем-то воевать, я сразу же думаю о том, что, наверное, в этой стране много нефти и газа. Смотрю карту природных ресурсов. Пока ни разу не было ошибки в моем предположении». В общем, ничего нового — борьба за ресурсы и мировое господство. Трамп выполняет свои предвыборные обещания: «Make America great again!» Цель, похоже, оправдывает здесь любые средства — даже войну.

Алла Ярошинская