Posted 28 декабря 2016, 12:00

Published 28 декабря 2016, 12:00

Modified 31 марта, 00:43

Updated 31 марта, 00:43

Украина: дорожная карта реформ

28 декабря 2016, 12:00
Сергей Гуляев
Общественные организации пытаются построить правовое государство — и уже немало сделали в этом направлении.

В первой части заметок с Украины я рассказал об общих впечатлениях о Киеве спустя три года после Майдана. Сегодня — о том, что смогли и чего пока не смогли добиться новые украинские власти.

Что изменилось в стране после Революции достоинства, как воспринимаются новые лица в политике, какие реформы успела провести новая власть? А еще — как встретили на родине Надежду Савченко, что случилось с губернаторской карьерой Михаила Саакашвили, есть ли шанс у Юлии Тимошенко на возвращение в президентскую гонку? Об этом мы спрашивали у журналистов, волонтеров и политиков, пытаясь разобраться в хитросплетениях нынешних политических процессов и тенденций на Украине.

Первый официальный рабочий день в Киеве мы начали на «Громадськом ТВ». Этот проект общественного телевидения, созданный журналистами, не зависимыми ни от власти, ни от олигархов или каких-то политических сил, — ровесник революции. В дни Майдана интернет-канал «Громадське» стал более популярен, чем заслуженные эфирные каналы, набрав аудиторию в 7,5 млн зрителей и заняв первое место среди интернет-каналов Украины. Группа энтузиастов «Громадського» вещала из одной маленькой комнаты, где практически на коленке писали сюжеты, монтировали видео, интервьюировали очевидцев событий и комментировали прямой эфир с Майдана.

«Гражданское ТВ» принадлежит гражданам Украины — гордо декларируют журналисты канала. «Главное достижение за эти три года — мы сохранили свободу и независимость, — рассказал нам веб-редактор канала Кристина Абрамовская. — Это некоммерческий проект, существующий за счет поддержки телезрителей. Доверие к „Громадському“ строится на понимании, что мы не отстаиваем мнение одной стороны, мы пытаемся исследовать процессы всесторонне и объективно».

Здесь действительно могут показать сюжеты про героизм бойцов АТО и встык — репортаж о мародерстве в зоне боевых действий, о тайных тюрьмах СБУ. Журналисты поддерживают хорошие отношения с российскими коллегами — «Дождем», «Медузой», «Новой газетой». Канал двуязычный — в какой-то момент редакция заметила, что заходов на сайт из России, Белоруссии и других стран СНГ стало примерно столько же, сколько с Украины, и решила, что будет удобнее доносить информацию и на русском языке.

Уход Саакашвили с поста губернатора Одессы журналисты «Громадського» трактуют как реваншизм, победу тех сил, с которыми боролся экс-президент Грузии. На него возлагали много надежд не только в Одессе, но и в Киеве, и на Украине в целом. «Не его вина, что ему не дали провести настоящую реформу, — говорит Кристина Абрамовская. — Мне кажется, руководство страны не наделило его необходимыми полномочиями для того, чтобы завершить начатое реформирование, когда ему противостояло бешеное сопротивление местных феодалов или того же мэра Одессы Труханова».

Возможно, президент Украины Петр Порошенко испугался роста популярности Саакашвили, а может, просто захотел сохранить консенсус элит, опасаясь ссориться с влиятельными олигархами, чьи интересы попирал ушедший в отставку губернатор. Сейчас Михаил Саакашвили занимается созданием своей партии, рейтинг которой политологи «авансом» уже оценивают минимум в 15%. Саакашвили пока не может участвовать в выборах президента и даже претендовать на мандат депутата Рады, но в случае достойного выступления на выборах его партия имеет шансы войти в правящую или оппозиционную коалицию и впоследствии претендовать на то, чтобы должность премьера занял ее представитель.

Украинцы хотели бы видеть и новые лица в политике — из числа тех тех, кто проявил себя на Майдане, был в оппозиции к Януковичу. «Запрос есть — но лидеров нет, — говорит Абрамовская. — Вот, например, Сергей Лещенко мог бы стать, наверное, таким лидером, но как только избрался депутатом Рады, вокруг его деятельности поползли какие-то нехорошие слухи и разговоры».

36-летний Сергей Лещенко еще недавно позиционировал себя как возможный преемник Порошенко. Яркий представитель либеральной молодежи, журналист-расследователь, попал в Раду по списку «Блока Петра Порошенко», стал членом комитета Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, а позже вступил в партию «Демократический альянс». Но молодому политику все испортил квартирный вопрос. Национальное агентство по противодействию коррупции (НАПК) выявило, что депутат совершил несопоставимую с доходами сделку — приобрел квартиру в 200 кв. м за полмиллиона долларов, происхождение которых не может объяснить. В ходе расследования выяснилось, что застройщик, помимо прочего, предложил депутату скидку в 1,8 млн гривен, что было расценено как подарок. Сейчас этот кейс разбирают прокуратура и судебные органы.

Кстати, Национальное агентство по противодействию коррупции — это тоже завоевание Майдана. Организация формирует и реализует государственную антикоррупционную политику, создает условия для предотвращения коррупции. Это одна из трех новых организаций Украины по борьбе с этим злом. Вместе с НАПК расследованием коррупции, но уже в высших эшелонах власти и среди высокопоставленных чиновников, занимаются Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и сопровождающая эти криминальные расследования Специальная антикоррупционная прокуратура (САП).

Одним из главных достижений этих новых структур стали электронные декларации для всех чиновников и должностных лиц Украины, размещаемые в открытом доступе в интернете. Введение е-декларирования было одним из требований Евросоюза для реализации безвизового режима с Украиной и главное, наверное, — для принятия решений мировыми и европейскими финансовыми структурами по кредитованию страны.

Национальное агентство по противодействию коррупции заявляет, что в Едином реестре электронных деклараций зарегистрированы более 110 тысяч чиновников. Народные депутаты подали 413 деклараций, госслужащие категорий «А» и «Б» — 92 709, представители местного самоуправления — 30 422.

За указание недостоверных данных в е-декларациях предусмотрено наказание в виде штрафа на сумму до 51 тыс. гривен ($2 тыс.), отстранение от должности или лишение свободы на срок до двух лет. Возможно, именно это подвигло чиновников и депутатов указать не только движимое и недвижимое имущество и средства на счетах в банках, но даже показать наличные средства, хранящиеся «под подушкой». Кто-то, правда, говорит, что «наличку» декларировали на случай предстоящих крупных покупок или про запас — для легализации будущих взяток.

Сотрудники НАПК контролируют своевременность подачи деклараций, правильность и полноту их заполнения, осуществляют логический и арифметический контроль. Также агентство утвердило «Порядок осуществления мониторинга образа жизни лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления».

Украинское общество возлагает большие надежды на работу антикоррупционных органов. Публикация е-деклараций в открытом доступе уже всполошила Украину — состояния народных избранников и чиновников вполне бы могли покрыть бюджетный дефицит или даже заменить транши МВФ! Вдруг выяснилось, что парламентарии, которые жаловались на то, что на зарплату в Раде даже не снять нормальное жилье в Киеве, имеют по 8 квартир. Или что легальные миллионеры-депутаты не стеснялись получать еще и средства на съем служебного жилья.

Е-декларирование не очень обрадовало представителей украинских властей. Закон с трудом был принят в Раде, его пытались торпедировать различными поправками. И только после давления чиновников Евросоюза, пообещавших отменить все визовые послабления, на которые так рассчитывает Украина, документ был принят — в самой жесткой редакции. К такой открытости многие оказались не готовы. Сотрудники Службы безопасности Украины отказались публично представлять и декларации. Таким образом, они нарушили закон, но что с этим делать, пока никто не может разобраться.

Еще одним знаковым изменением общественной жизни Украины стал серьезный гражданский контроль над институтами власти и управления государством. Майданная уличная демократия в дни кризиса отказала в лидерстве всем более-менее видным политикам, пытавшимся возглавить протест. После победы Революции достоинства активисты протеста не только выдвинули своих представителей на депутатские посты в Раде, но и создали общественные органы, контролирующие ее работу. Одним из таких проектов стала гражданская платформа «Реанимационный пакет реформ».

В штаб-квартире этой организации, расположившейся в сотне метров от Институтской и Майдана, мы познакомились с одним из руководителей проекта — менеджером группы реформ системы охраны здоровья Александром Ябчанкой. Врач из Львова, Александр приехал на Майдан в первые дни кризиса и остался до конца — организовал на баррикадах полевой госпиталь, оказывал помощь раненым. «Украинское гражданское общество показало, что может быстро и эффективно мобилизоваться в час кризиса, — рассказывает Ябчанка. — После победы революции мы хотели не просто сохранить эту энергию протеста, а перевести ее в русло конструктивной работы по проведению реформ. Наш проект объединил 65 общественных организаций Украины, костяк составили представители протестного лагеря, специалисты всех направлений, которые разбились по группам для мозгового штурма, изучения зарубежного опыта, составления предложений для законодателей».

Эксперты «Реанимационного пакета реформ» разработали более 80 нормативных актов и законопроектов, большинство уже приняты Верховной радой или находятся в стадии рассмотрения. В частности, авторство положений о НАБУ и САП принадлежит группе «Антикоррупционной реформы»

Экспертная группа Михаила Жернакова работает над судебной реформой. Среди предложений, которые должны сделать судебную власть прозрачной и по-настоящему независимой, — замена сложной и запутанной четырехуровневой судебной системы на трехуровневую, во главе с новым Верховным судом. Предполагается, что будет невозможно переназначение судей, которые не пользуются доверием общественности. Вместо прокуратуры будет организована Служба государственного обвинения европейского образца. В планах — организовать Высший антикоррупционный, и еще масса новаций…

Всего в проекте «Реанимационного пакета реформ» работают 23 группы по различным направлениям: административной реформы, реформы местного самоуправления и выборного законодательства, реформы органов правопорядка и национальной обороны, группа экономического развития, энергетического сектора, бюджетной реформы, изменения финансового сектора и пенсионной системы. Каждое предложение — итог труда коллективов экспертов, и это не общественная, а именно профессиональная работа, включающая консультации с зарубежными партнерами программы, изучение мирового опыта.

«Учителя и преподаватели готовят предложения по изменению законодательства в области образования, науки и высшей школы. Врачи и специалисты-медики планируют реформы системы здравоохранения. Реформированию подлежат культурная и молодежная политика, — отмечает Александр Ябчанка. — Но главным направлением должна стать все же Конституционная реформа. Ее цель — закрепить баланс ветвей власти в границах парламентско-президентской республики таким образом, чтобы исключить узурпацию власти кем-то из высших должностных лиц».

На фоне российских законодательных инициатив «мизулиных-яровых-милоновых» работа украинского проекта «Реанимационного проекта реформ» вызвала бесконечное уважение и жуткую зависть. А еще — понимание, насколько далеко мы оторвались даже от Украины в построении нормального правового государства европейского типа. И дистанция между нашими странами только увеличивается — Украина строит будущее, а Россия пытается держаться за прошлое, восстанавливая самое худшее из исторического опыта.

Сергей Гуляев

Продолжение читайте здесь.

Подпишитесь