Posted 9 сентября 2016,, 22:00

Published 9 сентября 2016,, 22:00

Modified 31 января, 11:52

Updated 31 января, 11:52

Рукопожатия авансом

9 сентября 2016, 22:00
Александр Желенин
О прорыве Россией дипломатической блокады говорить рано, ведь дружелюбные жесты западных лидеров все еще ни к чему не ведут.

Если подходить формально, то саммит лидеров государств «Большой двадцатки», завершившийся на этой неделе в китайском Ханчжоу, оказался несколько более успешным для России, чем аналогичное мероприятие двухлетней давности в австралийском Брисбене. Напомню, атмосфера тогда определялась такими факторами, как случившееся за несколько месяцев до этого присоединение Крыма к России и начало вооруженного конфликта в Донбассе. И то, и другое вызвало шок и отторжение лидеров большинства стран G20.

В связи с этим некоторые из мировых лидеров предприняли тогда довольно резкие дипломатические демарши в отношении прибывшего на саммит российского президента. На этот раз ничего подобного не было (если не считать заминку с рукопожатием Владимира Путина и Терезы Мэй, которую позже в Москве объяснили спешкой и забывчивостью нового британского премьера).

Более того, у Владимира Путина состоялась долгожданная встреча с его американским коллегой — Бараком Обамой. Однако накануне саммита США объявили о расширении санкций в отношении России. Что явно было четким обозначением позиции американской стороны перед переговорами с российским лидером.

На полях G20 в Китае прошли и неофициальные переговоры президента РФ с лидерами Германии Ангелой Меркель и Франции Франсуа Олландом. Правда, не в рамках «нормандского формата», а с каждым по отдельности. При том, что одна из главных тем для обсуждения была все та же – урегулирование вооруженного конфликта на востоке Украины.

Евросоюз, так же, как и США, послал свою метку российскому лидеру, буквально за пару дней до начала саммита продлив и свои санкции в отношении РФ. Как было сказано, «без обсуждения», то есть все 28 государств, входящие в ЕС, были в этом вопросе единодушны.

И все же явного бойкота и демонстративных жестов в отношении Владимира Путина на этот раз не было. Означает ли это прорыв дипломатической блокады, о чем уже поспешили заявить некоторые комментаторы в Москве? Судя по всему, так говорить еще рано, ведь результативность прошедших встреч была, похоже, нулевая. Во всяком случае, ни о каких конкретных договоренностях не сообщается.

Дело в том, что успешность таких саммитов определяется не столько самим фактом встреч тех или иных лидеров, сколько реальными шагами, которые следуют после них. Так вот, здесь в пользу России пока ничего не говорит.

Что это значит? Что многочисленные заявления в российских СМИ, в которых утверждалось, что руководители ключевых государств ЕС - Германии и Франции, вот-вот готовы заявить об отмене санкций и о согласии с российской позицией по Украине, оказались не более чем информационными вбросами.

Что же касается срыва встречи в «нормандском формате» якобы из-за украинских диверсантов в Крыму, то Запад не отвернулся от Украины и не поверил Москве. Превратить «нормандскую четверку» в «нормандскую тройку», то есть провести эту встречу без президента Украины Петра Порошенко не вышло. Лидеры Франции и Германии обсуждать Украину без украинского президента отказались. В итоге на полях саммита «двадцатки» прошли лишь две двусторонние встречи консультативного характера, на которых никаких принципиальных решений по Украине принято не было.

На восточном направлении российской дипломатии также особо похвастать нечем. Незадолго до саммита G20 в российских СМИ активно муссировалась тема чуть ли не прорыва в российско-японских отношениях или, как минимум, готовности Японии смягчить свою позицию по «северным территориям». Однако, несмотря на демонстративные шаги в сторону России, официальный Токио по-прежнему считает спорные острова своими и, как оказалось не готов даже обсуждать вопрос о том, останется ли там проживать нынешнее население после их возвращения под японскую юрисдикцию.

Владимир Путин накануне встречи с премьером японского правительства Синдзо Абэ во Владивостоке в очередной раз заявил: «мы не торгуем территориями». На деле такая позиция означает, что никакого прогресса в российско-японских отношениях не будет, и ни на какие японские инвестиции мы рассчитывать не можем, поскольку возврат островов для японцев является краеугольным камнем их отношений с Россией. Именно такой их позиция была последние 70 лет и никаких ее изменений не предвидится.

Пока мы видим абсолютно солидарную позицию Запада, включая сюда и Японию, по отношению к нынешней России и ее курсу. Что не дает надежды, во всяком случае, в обозримом будущем, вбить клин в такой «нерушимый блок», хотя российская сторона очень на это рассчитывала и рассчитывает.

Наша последняя надежда - БРИКС (неформальный клуб крупнейших развивающихся экономик - Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) тоже никак не радует. Да, Владимир Путин провел встречу с лидерами государств, входящих в него, но, судя по всему, эти переговоры носили лишь протокольный характер.

И это не удивительно. На сегодняшний момент БРИКС это в значительной степени организация-пустышка. Нет, конечно, Китай и Индия мощные растущие экономики. Но какое отношение к этому имеет сегодня Россия? Товарооборот с КНР у РФ за прошлый год упал на 35%. Военный альянс с Пекином? Мечты, не более того... Не говоря уже о том, что если бы такой альянс и состоялся, руководил бы в нем тот, кто сейчас объективно намного мощней. То есть Китай.

Сотрудничество России с Индией, в том числе, и по военным аспектам, отстает от аналогичного сотрудничества этой страны с США. О Бразилии пока вообще можно забыть. Наш большой друг Дилма Русеф окончательно устранена из власти при помощи импичмента. Про ее преемника, нынешнего исполняющего обязанности президента Мишела Темера местные журналисты пишут, что он «ничего не знает о G20, о России, Китае, БРИКС, о стратегических отношениях. Он, по сути, выступает против БРИКС»...

ЮАР? Пока эта страна не играет никакой роли в большой мировой политике, но даже громких слов поддержки от ее лидера мы, кажется, тоже не дождались.

«Вишенкой на торте» здесь выглядит принятое на днях решение Печерского районного суда Киева об аресте министра обороны России Сергея Шойгу. Понятно, что в силу невыполнимости его надо рассматривать скорее как символический, а не юридический акт. Однако на общем фоне это тоже ложится в копилку – как дополнение к другим демаршам против РФ, что оптимизма не добавляет.

Что же остается?

Мы видим твердую позицию Запада по украинской проблеме, которую он не намерен «разменивать» на Ближний Восток. Впрочем, возможно России удастся договориться с американцами о совместных действиях в Сирии, хотя в Вашингтоне в очередной раз продемонстрировали, что не смешивают свою позицию по борьбе с боевиками с позицией по отношению к урегулированию на Украине. В общем, не густо...

Александр Желенин