Posted 4 октября 2013, 14:54
Published 4 октября 2013, 14:54
Modified 31 марта, 17:00
Updated 31 марта, 17:00
Российские СМИ получили первый пример применения новых норм законодательства. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) подала исковое заявление в суд «о признании недействительным свидетельства о регистрации» информационного агентства «Росбалт».
Чиновники решили припугнуть «Росбалт» отзывом у него свидетельства о регистрации. Под надуманным предлогом издание фактически выталкивают из правовой ниши. Ведь речь не идет о закрытии – речь идет только о том, что Роскомнадзор не хочет признавать за «Росбалтом» возможность пользоваться всеми правами, которые редакции того или иного издания имеют у нас по закону о СМИ.
В качестве предлога используются два ранее вынесенных предупреждения. При этом претензии касаются не материалов сотрудников и внештатных авторов агентства, в которых никакого мата, конечно же, нет, а стороннего контента. Мат обнаружен в видеороликах, которые, вдобавок, были отредактированы по первому замечанию чиновников. Все это совершенно очевидно означает, что речь идет о выборочной цензуре.
По крайней мере так воспринимают эту проблему за пределами Роскомнадзора. Генеральный директор ИА «Росбалт» Лариса Афонина считает, что заявление Роскомназдора о нарушении информационным агентством запрета на использование нецензурной лексики преждевременно и лишено доказательств. По мнению Афониной, исковое заявление Роскомнадзора по лишению регистрации «Росбалта» свидетельствует о наступлении цензуры в СМИ.
Активно именно тема «закручивания гаек» обсуждается и в блогосфере. Впрочем, комментарии эти редко подцензурны. Вот самый безобидный: реакция оппозиционера Алексея Навального, который в своем микроблоге в Twitter отреагировал на историю с «Росбалтом» всего одним словом: «Приплыли!».
Мы все действительно «приплыли» к очень грустной ситуации, когда независимые от государства или государственного бизнеса СМИ, на которые нельзя воздействовать через собственников или перекупить, можно вывести из правового поля, лишив под сомнительным предлогом регистрации в качестве средства массовой информации.
Многие про историю с «Росбалтом» рассуждают сегодня так: регистрация – это пустая формальность. Что может помешать изданию и дальше работать в интернете, выполняя роль СМИ, но не являясь таковым с формальной точки зрения?
Те, кто так говорят, видимо, давно не интересовались изменениями в российском законодательстве, а также не открывали закон «О СМИ» с момента его принятия. Дело в том, что в современном «правовом» российском государстве потеря статуса средства массовой информации для журналистов означает лишение даже тех слабых гарантий защиты со стороны правоохранительной системы, судов и государства, которые они сейчас имеют.
Это что касается причин, по которым решение Роскомнадзора нельзя рассматривать как незначительное, с точки зрения его возможного влияния на дальнейшую работу «Росбалта».
Есть еще и общеправовая точка зрения. Она связана с формальной причиной, по которой у издания пытаются отозвать свидетельство о регистрации. Это, во-первых, пользовательский контент, не произведенный журналистами. Что, впрочем, уже было и с другими СМИ. Но второе существенней – речь идет о так называемой нецензурной брани. За нее СМИ еще не пытались лишать регистрации. Хочется надеяться, что история с «Росбалтом» не позволит создать такой прецедент.
Однако сама по себе попытка весьма характерна. По таким основаниям, при минимальном к тому желании, можно воспрепятствовать работе практически любого средства массовой информации. И журналистскому сообществу стоит принять это во внимание. Сегодня дали команду «фас!» в отношении «Росбалта», завтра пострадать могут и другие СМИ. Причем, если прецедент будет создан, то за массовым его применением дело не станет.
Пока, правда, закон скорее на стороне «Росбалта». Эксперты сомневаются в том, что Роскомнадзор всерьез намерен выполнить свою угрозу. «Росбалт» - уважаемое и очень профессиональное средство массовой информации и все претензии к нему выглядят довольно странно. Никаких особых нарушений за ним никогда не числилось», - напоминает гендиректор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. По его мнению, «скорее всего, это какое-то техническое недоразумение, тем более что подобных замечаний к ряду электронных СМИ в последнее время было предостаточно».
Будем надеяться на это. Ну и, конечно, «Росбалт» может поблагодарить Роскомнадзор за неожиданную рекламу.
Иван Преображенский