Posted 24 апреля 2013, 10:36
Published 24 апреля 2013, 10:36
Modified 31 марта, 19:31
Updated 31 марта, 19:31
В России внезапно обострилась дискуссия вокруг журналистской этики. Жертвами прессы за последнее время стали Меладзе, Лепс, Михайлов, Эрнст, Жиркова, интервью с которыми СМИ осмелились опубликовать без согласования. Это, оказывается,безнравственно. А нравственно переписывать тексты по десять раз, подчиняясь малейшему капризу «звезды» или ее пиар-агентов — так, чтобы интервьюируемый выглядел в глазах публики в десять раз умнее, в сто раз честнее и в тысячу раз порядочнее, чем на самом деле.
Когда за такую нравственность яростно выступили три эстрадных певца в Государственной думе, обещая ломать журналистам колени за несогласованные публикации, меня это не задело.
Но когда случилась история с Константином Эрнстом, а потом появилось интервью Владимира Соболева с Инной Жирковой, множество людей, называющих себя журналистами, вдруг отреагировали на нее неадекватно, поддержав требование "звезд".
По поводу истории с Эрнстом: журналист Евгений Левкович взял интервью у гендиректора «Первого канала» еще в 2008 году. На записи Эрнст говорит, что знает, кто организовал убийство гендиректора ОРТ Владислава Листьева, и на наводящие вопросы отвечает, что этот человек жив и находится в России. Потом просит выключить диктофон и, по словам Левковича, называет фамилию - члена Совета Федерации Сергея Лисовского. И все это Левкович вдруг вываливает в Рунет нынешней весной, разумеется, ни с кем не согласовывая.
Тронуть демиурга российского телевидения – это само по себе подвиг. Но коллеги Левковича не оценили – две недели множество российских СМИ хаяли коллегу. Павел Гусев, Антон Носик, Максим Шевченко — все оттоптались на Левковиче. Но даже на таком фоне удивил Владимир Познер, который заявил журналистам «Эха Москвы»: «Если вы публикуете сказанное не под запись, то перестаете быть журналистом».
Тут стоит заметить, что занятие, благодаря которому прославился сам Владимир Познер — телевизионные интервью со знаменитостями — лично мне трудно назвать журналистикой. Конечно, с такой же настойчивостью называют себя журналистами ведущие «Дома-2», «Поля Чудес» или «Смехопанорамы», но я полагаю, что эти люди - шоумены, которые профессионально развлекают публику и своих гостей.
Журналистика же, в первую очередь, подразумевает информирование общества. В своей работе настоящий профессионал сталкивается со множеством проблем, о которых шоумены от журналистики, судя по всему, даже не подозревают. Например, коммерсант, который целый месяц с надрывным криком рассказывал тебе про коррупцию в каком-нибудь «Роспотребнадзоре», однажды вдруг заявляет, что никогда тебя не видел и с тобой не разговаривал. И если ты был таким дураком, что не записывал разговоры, ты еще встретишься с ним в суде, где он будет публично требовать опровержения своих же слов, а после заседаний прятать глазки и бормотать себе под нос: «Понимаешь, брат, меня заставили».
Ситуация с Левковичем показательна именно этим ханжеством — упрекают в безнравственности не того, кто, оказывается, знает фамилию убийцы и молчит (в том, что он знает убийцу Листьева, Эрнст признался именно что под запись), а того, кто об этом рассказал всей стране, не согласовав с ньюсмейкером. Я уж молчу о том, что лишают Левковича звания журналиста люди, сами к этой профессии имеющие, по моему мнению, косвенное отношение.
Впрочем, история с Инной Жирковой все равно интереснее, чем с Константином Эрнстом – доказано статистикой Рунета и последними событиями.
Итак, журналист Борис Соболев снял документальный фильм «Коронованные особи», посвященный обратной стороне конкурсов красоты и модельного бизнеса. Участницы подобных состязаний оказались девушками, готовыми ради короны буквально на все, включая сексуальные услуги спонсорам. Кроме того, в фильме Соболева говорилось об интеллектуальном уровне красавиц. В качестве демонстрации этого уровня приводилось интервью с женой известного футболиста Инной Жирковой. Выяснилось, что победительница конкурса, отмеченная призом за эрудицию, не знает даже смысла этого термина. Публикация двухминутного фрагмента фильма вызвала скандал, но вовсе не лживость и безнравственность устроителей конкурсов красоты возмутила российское общество. Нет, безнравственным был назван журналист Борис Соболев!
«То, что корреспондент вошел к женщине в доверие, а потом сделал из интервью желтуху, говорит именно об уровне журналиста, а не об уровне Инны Жирковой. Меня эта ситуация интересует не с той точки зрения понятия, что у нас есть женщины-дуры, у нас есть и мужчины-дураки, а с точки зрения состояния современной журналистики. Соболев на самом деле - озверелый и наглый тип, которому нужна очередная мелкая сенсация», - заявил телеведущий Константин Ковлев-Случевский газете «Вечерняя Москва».
А по мнению продюсера «Эхо Петербурга» Валерия Нечая, Соболев задавал провокационные вопросы. «Во-первых, действия журналиста можно назвать довольно провокационными... Так или иначе, каждый сам для себя видит границу. Для Соболева, видимо, это интервью – не нарушение этических норм. Для меня – нарушение», - сообщил он порталу «Лениздат». Продюсер также отметил, что опубликованное интервью и дискуссия вокруг него должны привести к обсуждению вопросов этики в профессиональном сообществе.
Инна Жиркова нашла свое решение в этой непростой ситуации и добровольно отказалась от короны "Миссис Россия 2012", потому что эта награда дается в том числе за эрудицию. Объективная оценка 4 млн россиян, просмотревших ролик, была однозначной - с эрудицией у Жирковой не очень. Но если бы она или ее пиарщики визировали интервью до публикации, совершенно очевидно, что никто не узнал бы правду.
Между тем, на Западе многие редакции СМИ уже публично отказались от согласования интервью - именно потому, что не без оснований полагают: в ходе согласования оказывается давление на журналиста и искажается содержание материала.
На мой взгляд, журналистская этика заключается в том, чтобы называть вещи своими именами. А то, что понимают под журналистской этикой мои многочисленные оппоненты, я бы назвал сервильностью, готовностью и желанием обслужить клиента по высшему разряду.
Впрочем, каждый сам волен решать, что ему милее - сервис или правда.
Евгений Зубарев