Posted 10 апреля 2013, 16:37

Published 10 апреля 2013, 16:37

Modified 30 января, 14:49

Updated 30 января, 14:49

Как Гитлер уничтожал немцев

10 апреля 2013, 16:37
В России даже у образованных граждан существует расхожее мнение о главном отличии Гитлера от Сталина: первый убивал чужих, второй – своих. Ничего подобного: в 1933-1945 в концлагеря было отправлено 3,5 млн немецких граждан.

В России даже у образованных граждан существует расхожее мнение о главном отличии Гитлера от Сталина: первый убивал чужих, второй – своих. Ничего подобного: в 1933-1945 в концлагеря было отправлено 3,5 млн немецких граждан, из которых 500 тыс. погибло. В процентном отношении это больше, чем умученных в сталинском ГУЛАГе.

Население Германии вместе с Австрией на 1941 год составляло 76 млн. человек. Таким образом, в стране через местный ГУЛАГ прошли 4,6% населения, а погибли в нём – 0,65% граждан Германии (это не считая немецких евреев, которые были истреблены почти поголовно).

Население СССР на 1941 год – 209 млн. человек, через сталинский ГУЛАГ за всё время его существования прошли 15-18 млн. человек, погибли – 1,6 млн. В процентном соотношении это составляет 7,5% отсидевших от общего числа заключённых, погибших – 0,76%. Обе цифры немного больше, чем в Германии, но тут надо учесть, что как минимум половина советских граждан попали в сталинский ГУЛАГ за уголовные преступления. Тогда как гитлеровские концлагеря на 70-80% составляли политические и «иные». Если учесть эту поправку, то окажется, что немецких граждан, погибших в концлагерях, – больше, чем погибших в сталинских лагерях.

Чтобы нагляднее себе представить масштаб гитлеровских репрессий против собственного народа, посмотрим на историю первого немецкого концлагеря – Дахау. Этот лагерь стал моделью для сотен других концлагерей, созданных нацистами. В марте-апреле как раз исполнилось ровно 80 лет с момента его основания и функционирования, в России дата осталась незамеченной, и мы восполняем этот пробел.

22 марта 1933 года, через две недели после оглашения итогов выборов в рейхстаг, принесших национал-социалистической партии Германии (НСДАП) победу, под Мюнхеном, в городке Дахау открылся первый фашистский концлагерь.

Гитлер стал канцлером Германии 30 января 1933 года, а 5 марта на новых, внеочередных выборах, НСДАП было отдано почти 44% голосов, и партия получила большинство в рейхстаге. 56% немцев были в той или иной мере были против Гитлера – кто в крайней степени (коммунисты), кто менее решительно (социал-демократы, либералы, профсоюзы). Нацистам для окончательной победы над обществом надо было решительно сломить волю этих людей.

13 марта 1933 года было создано министерство народного просвещения и пропаганды, главой которого стал гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс, сохранивший за собой и партийный пост руководителя имперского управления пропагандой. Он сформулировал стоявшую перед новым ведомством цель: «Мы должны так долго обрабатывать людей, пока они не перейдут на нашу сторону, пока они не достигнут идейного понимания того, что происходящее сегодня в Германии не только необходимо, но и желательно принять». Как во всех тоталитарных обществах, нацисты первым делом принялись за прессу. Оппозиционные СМИ были закрыты на основании закона «О защите народа и государства» Рейхстаг ратифицировал закон «О редакторах», в соответствии с которым руководителем немецких СМИ мог стать только «ариец», причём обязательно член НСДАП или сочувствующий ей. Инакомыслящие были уволены в течение 2-3 месяцев из всех немецких СМИ. Первый «враг» был устранён, и именно журналисты стали первыми заключёнными концлагеря в Дахау (всего при Гитлере было посажено в концлагеря до 1 тыс. журналистов, не менее 300 из них погибли).

В начале марта 1933 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер стал главой полиции Мюнхена – ему и было поручено создание резервации для политических противников. Концлагерь был рассчитан на 5 тыс. человек.

«Сюда, – цитировали Гиммлера нацистские газеты, – будут направлены все коммунистические и социал-демократические функционеры и, если будет необходимо, преступники, угрожающие безопасности государства». Лагерь открылся 22 марта, а 11 апреля 1933 года он был передан из ведения баварской полиции под непосредственный контроль СС.

С этого момента заключенные лишились всех гражданских прав. Личные вещи изымались эсэсовцами. Обыск сопровождался обязательными «мерами устрашения» – избиениями и унижениями. Всё это в официальном лагерном распорядке дня цинично называлось «Приветствие СС». Поминутная, детальная регламентация всего лагерного существования должна была лишить узников воли, свести их с ума, действовать сильнее изнурительной работы. Общение с внешним миром было запрещено (даже с родственниками).

Первый состав заключённых Дахау на 80% состоял из политических противников нацистов, на 10% – из «иных», остальные 10% – это уголовники. Как и в сталинском ГУЛАГе уголовники считались социально-близкими, и администрация почти исключительно из них составляла лагерное «самоуправление». Дальнейшая практика показала, что 8 из 10 уголовников рано или поздно возвращались на волю, как «перевоспитавшиеся». Шансы «иных» выйти из концлагеря были существенно ниже – около 40%, одним из условий был полный отказ от «преступных убеждений». У политических противников нацизма шансов не было никаких (лишь 0,5% были отпущены на волю).

Среди политических заключённых были члены антинацистских партий, в первую очередь коммунисты и социал-демократы, слушатели зарубежного радио, пацифисты и беспартийные «стойкие противники режима» (в эту категорию часто попадали монархисты, отвергавшие партийную систему). Среди «иных», или «неблагонадёжных» числились гомосексуалисты, паникёры, религиозные сектанты (баптисты, свидетели Иеговы), масоны и т.п.

Все узники концлагерей были обязаны носить отличительные знаки на одежде, в том числе порядковый номер и цветной треугольник («винкель») на левой стороне груди и правом колене. Все политические заключенные носили треугольник красного цвета, уголовники – зелёный, «неблагонадёжные» – чёрный, гомосексуалисты – розовый, цыгане – коричневый. Евреи носили помимо классификационного треугольника еще и жёлтый, а также шестиконечную звезду Давида. Нарушивший расовые законы («расовый осквернитель») еврей должен был носить чёрную кайму вокруг зеленого или желтого треугольника.

Иностранцы также имели свои отличительные знаки (французы носили нашитую букву F, поляки ‑ P и т. д.). Буква K обозначала военного преступника (Kriegsverbrecher), буква A – нарушителя трудовой дисциплины (от нем. Arbeit – «работа»). Слабоумные носили нашивку Blid – «дурак». Заключенные, которые участвовали или которых подозревали в побеге, должны были носить красно‑белую мишень на груди и на спине.

Всего через Дахау за всё время его существования прошло 250 тыс. человек, уничтожено там – 70 тыс. (28% от общего числа), почти все – политические. Как уже говорилось выше, всего в концлагерях погибло минимум 500 тыс. немецких граждан, из которых до 250 тыс. – политические противники нацизма, до 15 тыс. гомосексуалистов, 50-60 тыс. масонов, 70 тыс. «дураков», 30 тыс. стойких верующих, и т.д. В отличие от СССР, до 95% этих людей были помещены в концлагеря даже без видимости следствия и суда (каковыми были сталинские «тройки»). В отличие от СССР их сроки пребывания в заключении не были установлены, и единственным критерием было мнение начальника лагеря, «перевоспитался» заключённый или нет. Фактически это означало пожизненный срок.

Сегодня модно задаваться вопросом, кто был хуже – Сталин или Гитлер. Если рассмотреть только пеницитарную систему, то однозначно – хуже Гитлер. Даже страшный сталинский ГУЛАГ не идёт ни в какое сравнение с адом на земле – немецкими концлагерями. И по всем прочим критериям Гитлер тоже хуже Сталина.

Прочитать оригинал поста в блоге Толкователя можно здесь.

Подпишитесь