Posted 15 августа 2019, 18:50
Published 15 августа 2019, 18:50
Modified 30 марта, 16:12
Updated 30 марта, 16:12
В Туркмении состоялся первый Каспийский экономический форум с участием глав правительств пяти прибрежных стран: России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и самой Туркмении. Инициатором встречи был президент последней Гурбангулы Бердымухамедов. Он не только присутствовал на ней, окончательно положив конец толкам, жив Аркадаг или умер, но и проявил определенную настойчивость с инициированием различных масштабных проектов. Напомним, что Туркмения — крайне закрытая страна, поэтому Бердымухамедов, можно сказать, сильно удивил.
Основными «игроками» встречи, прошедшей на фешенебельном курорте «Аваза», были лидер Туркмении, премьер России Дмитрий Медведев и представитель иранской компании National Gas Бехруз Намдари. Он озвучил позицию своей страны, то есть дал понять, что подписанная в прошлом году после тридцатилетних споров Конвенция по Каспийскому морю, которую, кстати, все еще не ратифицировали только Москва и Тегеран, спорам этим конец не положила.
Представитель ИРИ раскритиковал строительство газопровода в Каспийском море, поскольку он может нанести серьезный ущерб экологии региона. «Иран выступает против», — сказал он и предложил соседям пользоваться инфраструктурой его страны для поставки природного газа на мировые рынки. Таким образом, Туркмения и Азербайджан, а также лоббисты строительства Транскаспийского газопровода, предупреждены: нужно оставить эту тему в покое. Вероятно, обе эти страны отнесутся к такому положению дел без истерики, тем более, если Ашхабаду подсобит Россия.
Что же до Баку, депутат парламента, политолог Расим Мусабеков в интервью EurAsia Daily сказал, что Азербайджану, по большому счету, Транскаспийский газопровод не нужен. «А нам это надо? Необходимо для начала полностью законтрактовать свой газ. Чтобы никто не приходил, не сбивал цены. Мы не говорим „нет“ Транскаспийскому газопроводу. Но мы и не рвем на себе рубаху, чтобы он обязательно состоялся. Европа, — вам нужно? Турция, — вам нужно? Идите и договаривайтесь с Туркменистаном, Ираном, Россией. Мы же готовы через себя пропустить трубу, и все», — резюмировал политолог.
Заметим также, что позиция ИРИ вполне вписывается в интересы России, которая не демонстрировала своей категоричности по данному вопросу, однако Медведев заявил о необходимости проведения тщательной и беспристрастной экологической экспертизы всех крупных проектов на Каспийском море с участием всех прибрежных стран.
И, наконец, председатель российского правительства заговорил о главном: ответственности прикаспийских государств за стабильность в регионе. «Терроризм, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность, неконтролируемая миграция — это далеко не полный список. В непосредственной близости от Каспийского моря находятся очаги нестабильности, поэтому мы должны осознавать, какая ответственность лежит на всех прикаспийских государствах», — сказал он. Что ж, без безопасности и стабильности невозможно развитие ни одного проекта, а они в избытке были представлены на форуме.
В частности, Россия заявила о своем намерении вложить в развитие Каспия и Волги 200 миллиардов рублей и предложила вместе «вписывать» прикаспийским государствам свои портовые мощности в евразийские транспортные «цепочки». Это, пояснил Медведев, усилит позиции стран Каспийской «пятерки» в глобальной экономике. Российский премьер пошел еще дальше — предложил приглашенному на форум болгарскому коллеге Бойко Борисову совместить потенциалы Черноморского и Каспийского регионов, и тот признал «наличие огромных возможностей» по этому предложению. Вероятно, Москва и София предпочли «забыть» в столь приятной курортной обстановке о своих газовых баталиях.
Но более всех отличился президент Туркмении — потенциально богатейшей, а, по факту, беднейшей страны. Сперва о «веселом»: Бердымухамедов сделал очень широкий — по-восточному — жест в адрес России. Издеваются ведь над российским автопромом, а тут — нате вам! Аркадаг, заядлый автолюбитель и гонщик, решил приобрести весь линейный ряд российских кортежных автомобилей Aurus. В беседе с Медведевым он отметил хороший салон, большое количество цифровых технологий, изящество этого авто и его «правильную цену».
Российский премьер дал понять, что ему известны цветовые предпочтения Аркадага. («Росбалт» писал о запрете в Туркмении автомобилей всех цветов, кроме белого.) Серийное производство Aurus начнется в будущем году в Елабуге. Планируется выпуск 5 тысяч автомобилей в год — это лимузины, седаны, внедорожники, микроавтобусы и мотоциклы. Говорят, что портфель заказов предприятия забит на два года вперед.
В общем, Бердымухамедов шиканул и перешел к насущным вопросам. В частности, инициировал создание Каспийского регионального логистического центра. По его словам, море расположено на перекрестке континентальных путей, прикаспийские страны имеют прямой выход (ну, может, не все, и не совсем прямой) в Южную Азию и Азиатско-Тихоокеанский регион, в Средиземное море, на Ближний и Средний Восток и через Россию — к побережью Балтийского моря. Все это, убежден президент Туркмении, позволит создать устойчивые маршруты по всем указанным направлениям, а для этого, прежде всего, каспийским государствам следует наладить систему транспортного сообщения между собой. При этом он выступил в поддержку китайского проекта «Один пояс — один путь», отметив, что он не противоречит интересам Туркмении по возрождению «Шелкового пути».
А «главной задачей» Бердымухамедов назвал развитие энергетического партнерства государств Каспия. Ведь недра моря «забиты» углеводородным сырьем, и их эффективное использование даст сильнейший импульс для динамичного роста национальных экономик каспийских стран. И тут, надо сказать, Россия не зевает. Помимо того, что она покупает у Туркмении природный газ, «Татнефть» и «Туркменнефть» подписали документ о сотрудничестве в бурении нефтяных и газовых скважин в Туркмении. А Бердымухамедов заявил о готовности сотрудничать с «Татнефтью» в сфере переработки добытого в стране углеводородного сырья. Интерес к освоению нефтегазовых месторождений в Туркмении, по информации руководителя аппарата правительства РФ Сергея Приходько, проявили также тяжеловесы — «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром».
Словом, такая площадка, как Каспийский экономический форум, может стать очень эффективной для сотрудничества стран, выходящих на море, поскольку все они, в силу своих углеводородных богатств, геополитического положения, не легких, а часто и угрожающих отношений с Западом, находятся в зоне повышенного риска. Значит, надо вместе спасаться. И важным шагом (правда, слегка прихрамывающим) в этом процессе было подписание Конвенции по Каспию. Тем не менее, внутри «пятерки» еще много противоречий. Медведев обещал, что Россия вскорости ратифицирует документ, а вот Иран такого обещания не дал. Это, в некотором роде, связано с внутриполитической ситуацией в стране, однако проблема упирается как в экономические, так и в политические соображения.
Иран опасается усиления газовой конкуренции, неизбежной в результате строительства Транскаспийского газопровода. Кроме того, он не согласен с том, что ему отойдет максимум 13% моря. А остальные страны ареала Каспия отдают себе отчет в том, что любые санкции Запада против ИРИ ограничивают взаимовыгодное сотрудничество с этой страной. Впрочем, как и с Россией. Остается единственный вариант для развития каспийских проектов — так сказать, «сепаративный», и не одобряемый Западом.
Что касается инициатив в сфере транспорта. В принципе, Туркмения уже может претендовать на статус транспортного хаба, поскольку она потенциально или по факту задействована в ряде соответствующих проектов. И когда Иран доведет до ума свою транспортную инфраструктуру, то будет создан коридор, соединяющий Индийский океан с Россией и Европой.
В общем, тут главное, чтобы «пятерка» не свернула с коллективной «колеи» на двустороннюю. Последняя, кстати, в виде проектов Транскаспийского маршрута и Лазуритового коридора (оба — в обход России, Китая и Ирана) очень бы устроили Запад. Но Транскаспийский маршрут, как видим, скорее, заглохнет — на неопределенное время. А недостроенный Лазуритовый — от афгано-туркменской границы через Каспийское море, Южный Кавказ и Турцию в Европу, вряд ли послужит глобальному развитию государств ареала моря — он, скорее, напоминает безуспешный коридор ТРАСЕКА. Оба этих проекта работают не на Каспийский регион, а на геополитический интерес Запада, не имеющий отношения к экономической самодостаточности.
Теперь же назрела другая необходимость — реальное развитие транспортной системы прикаспийских государств общими усилиями, то есть в пятистороннем формате, с дальнейшим расширением географии маршрутов и логистики с тем, чтобы, в итоге, замкнуть на себе континентальную транспортную систему.
Туркмения, похоже, всерьез взялась за дело, и если государства Каспия действительно желают коллективного развития с повышением уровня своего суверенитета и безопасности, то дело у них выгорит. Хотя бы от страха утратить и реальный суверенитет, и безопасность.
Ирина Джорбенадзе