Posted 16 мая 2019, 07:30

Published 16 мая 2019, 07:30

Modified 30 марта, 16:51

Updated 30 марта, 16:51

Для чего Москва, Баку и Анкара «нахамили» Тбилиси?

16 мая 2019, 07:30
Россия, Азербайджан и Турция договорились о ж/д перевозках по территории Грузии, не спросив у нее разрешения. А это ставит под вопрос реализацию проекта.

Главы железнодорожных компаний России, Азербайджана и Турции подписали на днях в Анкаре трехсторонний меморандум о сотрудничестве, предусматривающий, в частности, транспортировку грузов по железной дороге Баку — Тбилиси — Карс (Турция). Речь в документе идет и об установлении экономически обоснованных тарифов, привлечении нового грузопотока, перспективе строительства второй, широкой железнодорожной колеи от Ахалкалаки до Карса протяженностью 76 километров и терминально-логистического центра в этом турецком городке.

«Подписанный нами меморандум открывает путь к развитию перевозок по линии Баку — Тбилиси — Карс. … Это означает, что Турция подключается к единому технологическому пространству железных дорог стран бывшего СССР, а также Финляндии, Болгарии и Ирана, работающих в постоянном тесном взаимодействии друг с другом», — заявил на церемонии подписания документа глава ОАО РЖД Олег Белозеров, сообщается в пресс-релизе российской компании. Он также проинформировал, что по коридору Баку — Тбилиси — Карс пойдут и грузы с Транссиба, перевозимые из государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

Все это, конечно, замечательно, если бы не одно «но»: представитель железнодорожного или иного заинтересованного ведомства Грузии на подписание меморандума приглашен почему-то не был. Россия, Азербайджан и Турция сообразили, так сказать, «на троих», в то время как коридор, который российский эксперты энергично высмеивали, когда он строился, и прогнозировали его полное банкротство, проходит по грузинской территории.

Разумеется, подобное игнорирование Грузии, как ключевого участника проекта, не осталось незамеченным в Тбилиси. Как заявил грузинский премьер-министр Мамука Бахтадзе, присоединение к проекту нового «игрока» возможно только с согласия всех трех сторон, то есть Тбилиси, Баку и Анкары. Но, вероятно, чтобы не особенно накалять ситуацию, он предположил, что встреча в Анкаре, «была, видимо, другого ракурса». Тем не менее, скандал с игнорированием «голоса» Грузии все же случился. Премьер подчеркнул, что станция, на которой произойдет присоединение железной дороги европейского стандарта к колее государств постсоветского пространства, будет расположена на грузинской территории, в Ахалкалаки, и «никакой другой вариант не рассматривается».

Отметим, что железная дорога Баку — Тбилиси — Карс протяженностью 829 километров построена в соответствии с соглашением между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Ее прокладка началось в 2008 году, и первые грузы магистраль приняла осенью 2017 года. Пропускная способность дороги — 1 миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов в год. В дальнейшем эти показатели могут возрасти до 3 миллионов и 20 миллионов соответственно. Льготный кредит в 775 миллионов долларов под 1% годовых Грузии для строительства дороги на ее территории выделил Азербайджан.

Как минимум неэтичное поведение партнеров по проекту и неожиданный интерес к нему России порождает несколько вопросов. Первый — почему Грузию игнорировали при подписании меморандума по дороге, имеющей для нее стратегическое значение? Второй — согласится ли в итоге Грузия на транспортировку российских грузов? Третий — почему у России возник «неожиданный» интерес к БТК?

«Сепаратный сговор» можно, конечно, списать на что угодно — в частности, на то, что Россия и Грузия не поддерживают дипломатических отношений, «не разговаривают» друг с другом, и с Тбилиси участие РЖД в проекте было оговорено, но не оглашено, дабы не раздражать оппозиционные круги «российским фактором». С другой стороны, Грузии могли открыто нахамить и, более того, лишить ее статуса ключевого транспортно-логистического узла БТК — он был предусмотрен проектом коридора. То есть серьезный интерес — строительство логистического центра — оттянут на Турцию, а Грузия станет «просто коридором», теряющим те дивиденды, которые она могла дополнительно получить.

Если Грузия удовлетворится теми условиями, которые были приняты без ее согласия, она, помимо финансовых, понесет большие репутационные потери. Как полагает Haqqin.az, «События будут развиваться именно в духе обговоренных в Анкаре подходов. А Тбилиси лишь остается некоторое время возражать против этого, а потом „нехотя“ согласиться. … У Грузии, по большому счету, нет другой альтернативы».

Между тем альтернатива есть, но весьма тяжелая для страны — блокирование российских грузов, если Москва, Анкара и Баку не придумают какое-нибудь «приличное» оправдание игнорированию мнения Грузии, если оно действительно было, и место не имело негласное согласие страны на инициативу «тройки». Но запрет на присоединение РФ к проекту повлечет за собой серьезные для Тбилиси последствия — и политические, и финансовые. Грузопоток станет сильно буксовать, и возвращать Азербайджану кредит будет очень сложно. А с подключением к проекту РЖД загруженность дороги, которая сейчас еще далека от ее проектных возможностей, заметно возрастет. То есть деньги потекут.

Теперь об интересе Москвы к БТК. Во-первых, она традиционно крайне болезненно относится к своему неучастию в любых масштабных проектах в регионе. И главное здесь для нее — не финансово-экономическая целесообразность, а фактор присутствия. В данной же ситуации одна мотивация дополняет другую. Как сказал порталу Sputnik российский эксперт Института экономики РАН Александр Караваев, РЖД видит большие перспективы в поставках угля через грузинский порт Поти: «Трехсторонние проекты увеличат перевозку угля на период до 2030 года, создадут дальнейшую инфраструктуру транзита в порты Турции и до Европы». Впрочем, уголь — это всего лишь один «фрагмент», имеются в виду и поставки российского зерна. И вообще, грузы БТК, в основном, сырьевые, и пойдут они, уверен эксперт, именно с российской стороны. Да и тарифы на перевозки по маршруту Баку — Тбилиси — Карс — невысокие.

Понятно: чтобы получить приличные дивиденды, требуется реализация крупных проектов по грузоперевозкам. И все же, как поступит Грузия? Как сказал вышеупомянутому порталу бывший глава грузинского МИД Ираклий Менагаришвили, «Если они решили что-то делать, игнорируя позицию Грузии, то это абсурд, … проект просто не будет работать». Он напомнил, что самый большой отрезок БТК приходится на грузинскую территорию. Но, полагает экс-министр, «Мы не должны возражать против транзита российских грузов в Турцию, если будут соблюдены все условия перевозок, и они не противоречат каким-то измерениям… В интересах Грузии, чтобы ее железная дорога была максимально загружена».

В общем, вопрос — схамили Грузии или не схамили ее партнеры по БТК и Россия — остается открытым. Если первое, то Тбилиси как-то надо будет сохранить лицо. Если второе — власти элементарно глупо скрыли информацию о своей причастности к меморандуму с Россией, опасаясь реакции внутренних политических оппонентов, хотя Грузия и РФ уже давно и благополучно торгуют между собой, а первая охотно принимает массу российских туристов; сухопутное, морское и авиасообщение стороны тоже давно восстановили.

Но вот что еще неприятно: ситуация вокруг БТК дала дополнительную пищу для злорадства армянским СМИ. В частности, Lragir и «Новости Армении» разместили «откровения», в соответствии с которыми «Демарш министра экономики Грузии свидетельствует о том, что попытка Турции и Азербайджана создать в регионе коммуникации в обход Армении изначально обречена на провал. … Теперь Грузия говорит, что не позволит России присоединиться к транспортному пути и начать перевозки в Турцию. Фактически Тбилиси заявляет о бессмысленности дороги Баку — Тбилиси — Карс».

Ни одно, ни другое, ни третье не соответствует действительности. «Демарша» министра не было; запрета, как такового, для российских грузов и «фактического заявления» о бессмысленности дороги — тоже. В общем, вся эта история дала возможность Армении вербально «покусать» проект, к участию в котором ее не пригласили. «Обижен» Ереван и на то, что Грузия не дает согласия на возобновление железнодорожного сообщения между нею и РФ по территории Абхазии с выходом на Армению. Между тем, если б Грузия не открыла свои дороги и порты для Армении, республика бы находилась сейчас в полной блокаде — с одной малюсенькой «форточкой» в Иран.

«Не рой яму другому — сам в нее попадешь», — гласит народная мудрость. И касается она не только Южного Кавказа, но и его «окрестностей», в частности, России и Турции, если они действительно, а не «для виду», игнорировали Грузию в вопросе перевозок по БТК.

Ирина Джорбенадзе

Подпишитесь