Posted 15 января 2019, 08:08
Published 15 января 2019, 08:08
Modified 30 марта, 17:45
Updated 30 марта, 17:45
В наступившем году Украина будет оставаться для российского руководства едва ли не главным источником внешнеполитических неприятностей и огорчений. Кремлевский расчет на то, что после президентских выборов к власти в Киеве придут силы, настроенные более лояльно к официальной Москве, оказался ошибочным. Это хорошо видно уже сейчас.
Спустя две недели после начала предвыборной кампании можно утверждать, что круг основных претендентов на кресло президента Украины окончательно сформировался. В их число вошли Юлия Тимошенко, Петр Порошенко и Владимир Зеленский. Украинская политика известна своей непредсказуемостью, но в этот раз, после выдвижения популярного артиста, неожиданностей вроде бы не предвидится. Разве что таковой станет его победа во втором туре. Впрочем, это все же маловероятно. Достаточно уже того, что шоумен спутал карты профессиональным политикам.
Главной жертвой нового внесистемного игрока стал Юрий Бойко, который на Украине пользуется репутацией «ставленника Кремля». Зеленский, что называется, действует от противного, эксплуатируя усталость избирателей как от «оранжевых», так и от «бело-голубых» кандидатов в президенты. И такая тактика пока что приносит ему успех. В настоящее время можно оперировать только результатами соцопроса, проведенного 3 января Украинским институтом социальных исследований и Центром «Социальный мониторинг» — другие данные, заслуживающие доверия, в 2019 году еще не публиковались. Так вот, в нем Зеленский занимает второе место, уступая Тимошенко, но опережая Бойко, Анатолия Гриценко и Порошенко.
Есть еще одно соображение, которое обыкновенно упускают из виду. Зеленский может улучшить свой результат за счет части потенциальных избирателей Бойко. Уставшие от дрязг и соглашательства системных оппозиционеров, они могут решиться на протестное голосование и добавить несколько процентов новоявленному политику. Все-таки он если и не «свой», то и не совсем «оранжевый». Обратный же вариант исключен. Сторонниками фронтмена «Квартала 95» являются, как правило, русскоязычные украинцы Левобережья. А они в массе своей не приемлют «Русский мир» и евразийскую интеграцию, предпочитая украинство и европейские ценности. Поэтому не станут голосовать за бывшего «регионала», прочно ассоциирующегося с Россией.
Таким образом, Бойко и другим, условно говоря, пророссийским кандидатам в этой президентской кампании отведена роль статистов. В то же время самого Зеленского некоторые радикальные националисты подозревают в желании договориться с Владимиром Путиным. Однако, как представляется, все эти догадки имеют явно выраженный конспирологический оттенок.
Пока рано сбрасывать со счетов и нынешнего президента Украины. Правда, дела у Порошенко идут ни шатко ни валко. Вполне возможно, что именно поэтому он до сих пор не объявил о своем намерении участвовать в приближающихся выборах. И это при том, что его агитационная кампания перешла в активную фазу еще в августе 2018 года, иначе говоря, была приурочена к двадцать седьмой годовщине украинской независимости. Но предстать в образе главного защитника страны от российской агрессии у Порошенко не получилось. Предвыборный лозунг «Армiя. Мова. Вiра» («Армия. Язык. Вера») не нашел отклика у тех, к кому был обращен. И был фактически сдан в архив.
Явно не от хорошей жизни стратегам с Банковой улицы (администрации президента) пришлось придумывать «ход конем» — инцидент в Керченском проливе. Введение военного положения преследовало две цели: во-первых, вызвать «восхищение» украинцев решительностью президента, и, во-вторых, ослабить его основных конкурентов. Ведь многие избиратели из тех десяти областей, где действовало военное положение, будут голосовать за Тимошенко и Зеленского, а не за Порошенко. Этот выстрел, однако, оказался холостым. Скорее всего, не поможет Петру Алексеевичу и долгожданный томос. Слишком далек этот церковный раздор от повседневных нужд и ожиданий общества. Тем не менее сейчас предвыборный штаб Порошенко пытается получить максимальный эффект от разделения церквей. Кстати говоря, это хорошо видно по тому, что украинская тематика снова заняла центральное место на российских телеканалах.
В любом случае в запасе у Порошенко остается пресловутый административный ресурс. Причем в его распоряжении есть как «мягкий», так и «жесткий» варианты вмешательства в избирательный процесс. Другими словами, президентское окружение может ограничиться фальсификацией итогов голосования. Это будет возможно, если в оставшееся время предвыборная ситуация не примет для президентской стороны катастрофический характер. В противном случае нельзя исключить и более решительных действий. Порошенко уже показал, что он не Виктор Ющенко и заранее сдаваться не в его правилах. Лояльные ему люди возглавляют СБУ и министерство обороны. Кроме того, именно администрация президента имеет решающее влияние на судебную систему.
Есть, правда, одно «но» — это глава МВД Арсен Аваков, по сути, второй человек в государстве. А он, между прочим, хранит благожелательный нейтралитет по отношению к Тимошенко и остается главным оппонентом действующего президента во властных структурах. Так что перед Порошенко неминуемо встанет выбор: либо повторить судьбу Виктора Януковича, либо, как Леонид Кучма, договориться с будущими победителями о гарантиях неприкосновенности.
Основная задача Тимошенко — убедить как можно больше избирателей, что она является действительной альтернативой действующей власти. Эта роль ей вполне по силам. В отличие от Петра Алексеевича Юлия Владимировна не бряцает оружием, а стало быть, способна частично привлечь на свою сторону оппозиционный электорат восточных и южных областей. Что касается центральных, северных и западных регионов, то в них она традиционно занимает достаточно прочные позиции. Нынешняя тактика Тимошенко предельно простая: делать как можно меньше своих ошибок, используя при этом просчеты других кандидатов. Надо заметить, что пока ей это хорошо удается.
Отдельно стоит упомянуть про возможный «козырь в рукаве» Тимошенко. На Украине не прекращаются разговоры о том, что Зеленский является техническим кандидатом, действующим в интересах Юлии Владимировны. Предполагают, что в подходящий момент артист снимется с выборов и призовет своих сторонников голосовать за Тимошенко. Эта версия не выглядит совершенно неправдоподобной. Как известно, Зеленский прочно связан с телеканалом «1+1», который принадлежит Игорю Коломойскому. А он имеет давние отношения с Тимошенко, начавшиеся в Днепропетровске еще в советское время. Дополнительным аргументом в пользу такого предположения является их общая неприязнь к Порошенко. Стоит ли говорить, что в этом случае Тимошенко становится заведомым фаворитом предстоящих выборов.
Политический режим, сложившийся на Украине после победы Евромайдана, доказал свою жизнеспособность. Он не только не развалился под напором внутренних противоречий и внешнего воздействия, как, видимо, полагали в Москве, но и с высокой долей вероятности может воспроизвестись. И не так важно, кто займет президентское кресло в Киеве. Совершенно очевидно, что это не будет сговорчивый собеседник. В обозримой перспективе российско-украинские отношения вряд ли станут лучше. Единственное, что можно сделать — не допустить их ухудшения, чреватого дальнейшей эскалацией конфликта.
Роман Трунов