Posted 10 декабря 2018, 13:09

Published 10 декабря 2018, 13:09

Modified 30 марта, 17:59

Updated 30 марта, 17:59

Прощание с «золотым веком» Ангелы Меркель

10 декабря 2018, 13:09
Христианские демократы сделали первый шаг к отказу от политики нынешнего канцлера Германии, выбрав своим лидером Аннегрет Крамп-Карренбауэр.

Нового председателя ХДС вместо Ангелы Меркель, которая возглавляла эту партию с 2000 года, выбрали, в первую очередь, для того, чтобы переломить негативную тенденцию — падение рейтинга. Все больше избирателей уходит от христианских демократов «направо» — к национал-популистам из «Альтернативы для Германии». Рейтинг Христианско-демократического союза — рекордно низкий за всю историю его существования. И вот новый лидер должна негативные тенденции преломить.

Каким образом Аннегрет Крамп-Карренбауэр (которую немецкая пресса для краткости называет АКК) намеревается решить накопившиеся проблемы? Она уже сказала об этом — за счет коррекции политики Ангелы Меркель, причем несмотря на то, что до 2021 года та, скорее всего, останется главой немецкого правительства.

Первый пункт — миграционный вопрос. Немецкие правые, причем не только популисты, но и многие члены ХДС и ее партнерской баварской партии ХСС (Христианско-социальный союз), категорически недовольны тем, что Ангела Меркель объявила политику «открытых дверей», позволив въехать в Германию приблизительно 800 тысячам мигрантов. И неважно, что значительную часть из них немецкие власти уже выдворили за пределы ЕС. Теперь АКК намерена собрать в январе 2019 года экспертов и выработать новый миграционный курс, который больше понравится немцам.

Попутно ХДС может «похоронить» и новый всеобъемлющий миграционный кодекс, который в 2018 году после долгих дискуссий удалось согласовать правительству. Он предполагал превратить Германию в эдакую европейскую Канаду, которая бы привлекала массу квалифицированных рабочих рук. Попросту говоря, Меркель и ее министры хотели легализовать в Европе понятие трудовой миграции, чтобы привлекать работников, а не бездельников.

Теперь, весьма вероятно, этого не случится. Немцы так и будут делать вид, что помогают несчастным беженцам, а попутно перекрывать границы и ужесточать визовую политику, пока в стране две трети населения не окажутся нетрудоспособными пенсионерами.

Вот тогда, скорее всего, экономический подъем «эпохи Меркель» станут называть «золотым веком» Германии. Немцы действительно никогда не жили так хорошо, как при нынешнем федеральном канцлере. Но миграционный кризис пробудил в них страхи, которые для общества оказались важнее общего экономического благополучия. И вот уже Меркель вынуждена покинуть пост лидера правящей партии, чтобы сохранить пост канцлера. Но и его она потеряет не позднее 2021 года, когда пройдут новые всеобщие парламентские выборы.

А что потеряют немцы? Сейчас им, разумеется, кажется, что они только приобретут. Отказавшись от слишком мягкой миграционной политики Меркель, они получат спокойствие, которого лишились после появления в стране сотен тысяч «беженцев». Слишком большое влияние Евросоюза заменят опять «немецкими интересами». Социальную политику, которую в правящей коалиции продвигает СДПГ (Социал-демократическая партия Германии), заменят на более жесткий либеральный подход, свойственный немецкому среднему классу.

Во внешней политике «полумеры», которые еще называют дипломатичностью, заменят на жесткий курс в отношении США, да и России тоже. Причем не так важно, к дружбе этот курс будет вести или к конфликту, главное, чтобы потверже, поскольку все устали от «полумер». И тогда страна, наконец, вздохнет спокойно.

Надолго ли? Скорее всего, нет. Как раз более жесткая политика, которую предлагают оппоненты Меркель, может и превратиться в политику полумер. Точнее — в популизм, очень близкий к предложениям набирающей обороты «Альтернативы для Германии». Нехватка рабочих рук остановит экономический рост, зарплаты перестанут расти, а то и начнут снижаться. Отдаление от ЕС приведет к тому, что Германия перестанет быть одной из самых дешевых стран Евросоюза, товары вырастут в цене, а потребительская инфляция ускорится. Жесткий внешнеполитический курс может привести к прямым конфликтам или, наоборот, к полноценной зависимости ФРГ от своих партнеров.

Плоды популистской политики могут оказаться настолько скороспелыми, что еще до ухода Меркель с поста федерального канцлера начнет расти движение за ее возвращение в политику или хотя бы откат к «меркеленомике». Но будет уже поздно, ведь немецкая машина разгоняется легко, а вот ранее выбранный курс меняет потом с большим трудом.

Иван Преображенский

Подпишитесь