Posted 9 ноября 2018, 14:45
Published 9 ноября 2018, 14:45
Modified 30 марта, 18:15
Updated 30 марта, 18:15
Минфин США вслед за анонсом со стороны Госдепартамента объявил о введении новых санкций, связанных с Украиной и сохранением российского контроля над Крымом, который американцы квалифицируют как аннексию чужой территории. Фигуранты нового списка — несколько юридических лиц, в основном управляющие крупнейшими санаториями полуострова, а также три физических лица, обвиняемые Украиной в применении пыток и других методов незаконного давления на граждан.
Надо сразу отметить — это не новые санкции по так называемому «делу Скрипаля». Второй пакет мер экономического и иного давления на Россию, связанный с обвинениями ее в применении химоружия, пока так и не введен в силу, хотя отпущенные российским властям на размышления три месяца практически истекли. Эти санкции явно будут посерьезнее, чем меры дополнительного давления в связи с Украиной и Крымом.
Однако ранее американская сторона давала понять, что не намерена вводить в действие вторую часть наказания «за Скрипаля» до тех пор, пока Дональд Трамп не встретится с Владимиром Путиным. Вашингтон явно ждал от Кремля ответа на какие-то предложения или ультиматумы, которые были озвучены в Москве советником президента США по нацбезопасности Джоном Болтоном. Ждать ясности, которая должна была наступить во время полноценных личных переговоров глав двух государств, казалось, долго не придется. Они предварительно согласовали встречу 11 ноября во Франции, во время торжеств по случаю столетней годовщины окончания Первой мировой войны.
Неожиданно появилась информация о том, что президент Франции Эммануэль Макрон якобы попросил россиян и американцев не «затмевать» его праздник своими переговорами. В ответ Путин с Трампом согласились от саммита в Париже отказаться (максимум — коротко переговорить), а полноценно встретиться на саммите «двадцатки» в Буэнос-Айресе в конце ноября — начале декабря. Это, естественно, породило слухи о том, что Москва то ли попросила дополнительное время на раздумья, либо же ответила на американские требования отказом. Но Вашингтон все еще надеется, что Кремль станет уступчивее, поэтому пока не отменяет переговоры совсем, а только с помощью Макрона нашел повод их перенести.
В этом контексте новые «крымские» санкции с одной стороны, выглядят как подтверждение серьезности намерений Белого дома, а с другой — доказывают, что он готов на компромисс, по-прежнему откладывая второй пакет «химических» санкций — по крайней мере, до того момента, пока окончательно не убедится в нежелании Москвы уступать. Темой размена, как писали раньше, могут стать отношения России с Китаем. Американцы хотели бы, чтобы Владимир Путин отказался от союза с Пекином.
Ну, а пока на глобальные вопросы ответа нет, США предупредительно вводят санкции против крымских санаториев и энергосистемы. Самая важная компания, попавшая в новый список — это «КрымТЭЦ». Кроме нее, под санкции угодили санатории «Ай-Петри», «Дюльбер», «Мисхор», которые, по мнению американцев, россияне незаконно национализировали, а затем продали «Управляющей компании инфраструктурных проектов». Ее владелец Владимир Зарицкий также попал под санкции.
Кроме того, в санкционный список включили принадлежащую Сбербанку компанию «Гарант-СВ» и курортный комплекс «Мрия», которым она, в свою очередь, владеет. Под санкциями косвенно оказывается и знаменитый производитель шампанских вин «Новый свет», поскольку в списке есть компания «Южный проект», которая купила этот винзавод после присоединения Крыма к России.
Что касается физлиц, то под санкциями кроме Зарицкого оказались замминистра госбезопасности ЛНР Александр Басов, а вместе с ним и министерство целиком, а также, в связи с обвинениями в избиении крымскотатарских активистов, бывший сотрудник ГРУ Андрей Сушко, который сейчас служит в ФСБ.
Кстати, ГРУ продолжает оставаться в числе самых упоминаемых российских организаций за рубежом. Дело в том, что британцы публично предложили включить в новый санкционный список ЕС руководство Главного управления Генштаба Минобороны, как пока, несмотря на инициативу Владимира Путина вернуть старое название, сейчас называется военная разведка. Пока Великобритания не покинула в ЕС, она еще имеет право на такую инициативу. Причем, с учетом нынешней атмосферы в Евросоюзе, Лондону, скорее всего, не откажут.
Наверняка отразится на новом европейском санкционном списке в отношении России и шпионский скандал в Австрии. Совсем недавно туда ездил Владимир Путин, танцевал с министром иностранных дел Карин Кнайсль на ее свадьбе, общался с молодым канцлером Себастьяном Курцем, который также приезжал в Москву. Австрия выступала едва ли не самым надежным партнером России в Европе и прямо демонстрировала намерение быть главным хабом по распределению российского газа в ЕС, не скрывая надежды лишить этой роли Германию.
И тут вдруг громкий шпионский скандал, который приводит к резкому охлаждению отношений Вены и Москвы. Был обнаружен некий отставной австрийский военнослужащий, работавший последнее время вроде бы на гражданской должности в Генштабе и уже 20 лет осуществлявший шпионаж в пользу России. Как пишет местная пресса, он может быть отнюдь не единственным выявленным агентом. В блогах уже обсуждают, не работал ли он на ГРУ и не выдал ли его тот самый Сергей Скрипаль, которого, по версии англичан, не сумели убить сотрудники все того же ГРУ.
В общем, скандал громаднейший. И Карин Кнайсль, даже в память о своем свадебном танце с Владимиром Путиным, уже никак не может приехать в Россию и вынуждена отменить свой визит, намеченный на начало декабря. Ну, а друг России, молодой канцлер Себастьян Курц, созвал специальную пресс-конференцию, на которой констатировал, что скандал «не улучшит отношения между Россией и ЕС».
Примечательно, что на вопрос журналистов о том, могут ли теперь быть высланы из Австрии российские дипломаты, Курц сообщил, что дальнейшие шаги будут обсуждаться с европейскими партнерами. Похоже, в отношении России австрийцы теперь будут следовать общеевропейской линии поведения. Это будет явным концом еще одной «доброй дружбы» и мощным ударом по лоббистским возможностям Кремля в Евросоюзе. Последствия тут, пожалуй, могут оказаться серьезнее, чем новые американские санкции или британские инициативы.
Иван Преображенский