Posted 3 октября 2018, 15:22

Published 3 октября 2018, 15:22

Modified 30 марта, 18:34

Updated 30 марта, 18:34

Иммиграция в Германию — уже не так дорого

3 октября 2018, 15:22
Немцы решили превратить свою страну в европейский аналог Канады, привлекая образованных работников со всего мира.

Немцы включаются в гонку за квалифицированную рабочую силу: они меняют свое законодательство таким образом, чтобы максимально упростить для квалифицированных иностранцев трудоустройство в ФРГ. Уехать в Германию, чтобы жить там и работать, иностранцам, «соответствующим критериям», уже в ближайшее время станет гораздо легче благодаря радикальному изменению миграционных правил.

По данным Deutsche Welle, об этом удалось договориться партиям правящей коалиции, а инициаторами именно таких изменений выступили социал-демократы. Правда, судя по имеющимся данным, программа отчасти повторяет предложения «Свободных демократов» — немецкой либеральной партии, которая осенью 2017 года отказалась вступать в коалицию с альянсом ХДС/ХСС во главе с нынешним федеральным канцлером Ангелой Меркель.

Именно «Свободные демократы» шли на выборы с идеей привести, наконец, немецкое законодательство в состояние, соответствующее проблемам, которые стоят перед страной.

Речь идет, с одной стороны, о необходимости привлечения миллионов квалифицированных рабочих рук, а с другой — о решении проблемы беженцев, которых надо четко отделить от трудовых мигрантов.

Основную массу переселенцев в Германию, по этой логике, должны в будущем составлять высококвалифицированные работники из других стран мира, которые не выдают себя за беженцев, а честно ищут работу по специальности. И именно для них должен быть максимально упрощен порядок получения виз, видов на жительство и в целом легализации в ФРГ.

Об этом, собственно, и договорилась окончательно 2 октября правящая немецкая коалиция. Суть соглашения журналистам в итоге разъясняли сразу три министра: внутренних дел (ХСС), экономики (ХДС) и по труду и социальным вопросам (СДПГ), что, как отмечает Deutsche Welle, демонстрирует, насколько серьезно власти ФРГ относятся к миграционному вопросу и тому его решению, которое сейчас предлагается.

По словам представителей немецких властей, по сути дела, речь идет о легализации трудовой иммиграции в ФРГ. Раньше, с точки зрения законодательства, ее как бы и не было. Были беженцы, ну и иностранцы, которые либо совсем без поддержки немецких властей, либо при минимальной их помощи (например, по так называемой «голубой карте») перебирались работать в Германию. Теперь же планируется создать для этих людей, если они соответствуют немецким требованиям, режим наибольшего благоприятствования. По крайней мере, так этот режим характеризуют представители правительства Ангелы Меркель.

По новому закону возможность приезжать в ФРГ и искать там свободно работу в течение полугода будет у всех мигрантов, которые смогут представить признанное в Германии свидетельство о профессиональной квалификации.

С этого, правда, и начинаются отличия от канадской или австралийской систем. Там миграционные власти сами берутся в каждом конкретном случае оценивать, нужен ли тот или иной человек их стране. Кроме того, соискателям визы там иногда не только дают доступ к языковым курсам, но и принимают к себе без знания государственного языка на достаточном уровне. При том, надо отметить, что государственный язык в указанных странах — английский, а он более распространен в мире, чем немецкий.

Однако власти Германии намереваются требовать от соискателей работы именно знание немецкого, даже с учетом того, что высококвалифицированные специалисты, что весьма вероятно, найдут в итоге работу в международных или крупных немецких компаниях, где рабочий язык внутри коллектива, из-за его многонациональности, уже сейчас английский.

Вторая проблема — подтверждение знания языка. Вроде как, дипломы или сертификаты международного образца (то есть доказательства свободного владения немецким) от трудовых мигрантов требовать не хотят. Достаточно знаний языка в пределах узкой профессиональной сферы. Например, в области слесарного или столярного дела.

Однако неясно, кто эти знания соискателю сможет преподать, а затем проверить? Робкие предположения политиков о том, что этим мог бы заняться, например, Гете-Институт убедительно не выглядят, как и пожелания к крупным компаниям, чтобы они сами учили немецкому свой персонал еще до того, как позвать его на работу из стран, находящихся за пределами ЕС.

Вторая проблема — подтверждение квалификации. С дипломами, выданными образовательными организациями, работающими в рамках Болонской системы, все более-менее понятно. Хотя врачей и юристов, например, это не касается и сейчас, и неясно как люди этих и подобных им профессий будут доказывать, что они могут работать в ФРГ. И это при том, что нехватка, например, медицинских работников в стране очень велика.

Но все же Германия делает большой шаг вперед (в сравнении с другими странами ЕС) в деле уточнения своего миграционного законодательства. Кстати, в отношении беженцев закон скорее ужесточится. Как раз в октябре 2018 года, например, вступили в силу многочисленные поправки, которые облегчают высылку просителей убежища из ФРГ.

А вот говорить о том, что в Евросоюзе появится своя страна, которая начнет массово привлекать иностранных работников и «высасывать мозги» из стран третьего мира, пока все же еще рано. Немецкий чиновник известен своей любовью к порядку и бюрократизму и, судя по всему, именно бюрократия и станет главным препятствием на пути реформы. Индивидуального подхода к людям, желающим иммигрировать в ФРГ, явно ждать не стоит — стандартизация сохранится и будет мешать превращению Германии в «настоящее иммиграционное государство», как ее после объявления о грядущей реформе поспешили назвать некоторые немецкие СМИ.

Иван Преображенский

Подпишитесь