Posted 9 августа 2018, 11:16
Published 9 августа 2018, 11:16
Modified 30 марта, 19:04
Updated 30 марта, 19:04
Представитель Госдепартамента США Хизер Науэрт рассказала вечером 8 августа, что ее страна переходит к новому этапу экономического и политического давления на Россию. Согласно официальной американской версии, это ответ на использование россиянами «биологического или химического оружия в нарушение международного права или против собственных граждан».
Как заявило российское посольство, неясно, о каких именно фактах применения запрещенных видов оружия идет речь. «На наши уточняющие вопросы американская сторона, сославшись на конфиденциальность, отказалась дать пояснения. В то же время было заявлено, что США располагают достаточным объемом данных, позволяющих сделать вывод о „виновности России“ в использовании химоружия», — говорится в заявлении российского диппредставительства в Вашингтоне.
Первый блок новых санкций вступит в силу 22 августа. Это технологические ограничения: будет наложен полный запрет на экспорт в Россию электронных устройств и комплектующих двойного назначения. Безусловно, это ударит по всем отраслям российской промышленности, но, в первую очередь, по наиболее высокотехнологичным, в том числе военной и космической.
Второй блок санкций будет введен в силу с отсрочкой на три месяца — но не оттого, что он может быть отменен, а потому, что требует большей «бумажной» подготовки. Как указано в заявлении Госдепартамента США, этот блок предполагает «понижение уровня дипломатических отношений», что может означать даже отзыв из Москвы американского посла, резкое снижение товарооборота между странами, а также отзыв разрешения для российской государственной авиакомпании «Аэрофлот» на полеты в США.
Как во времена советско-американского противостояния, тем немногим россиянам и американцам, которые после всего этого продолжат летать через океан, чтобы попасть в США или Россию придется пользоваться пересадочными рейсами европейских авиакомпаний.
Впрочем, очевидно, что снижение уровня диппредставительства тоже не может не быть взаимным, так что в конечном итоге это вновь ударит и по консульским службам. В итоге, в случае применения второго пакета санкций, граждане двух стран практически полностью потеряют возможность получать визы.
Надо заметить, что накануне американские сенаторы также предложили признать Россию страной-спонсором терроризма и дать поручение спецслужбам США разыскать личные активы президента Владимира Путина. Об этом говорится в проекте закона, который называется «Акт о защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018» (DASKAA). Этот документ на прошлой неделе предложили принять влиятельные сенаторы от обеих партий, республиканской и демократической, Линдси Грэм, Роберт Менендес, Кори Гарднер и Бен Кардин. Он предполагает создание единого «российского» документа, то есть объединение всех ранее введенных на законодательном уровне санкций от «Акта Магнитского» до принятого в прошлом году CAATSA, в котором Россия была поставлена в один ряд с Ираном и Северной Кореей.
Также, в рамках более ранних предложений сенатора Джона Кеннеди, DASKAA предполагает создание в Белом доме единого офиса, координирующего действия США по антироссийским санкциям, в том числе, взаимодействие с европейскими партнерами.
Стоит также напомнить, что накануне стало известно и о том, что во время встречи в Хельсинки российский президент Владимир Путин передал своему американскому коллеге Дональду Трампу некий набор российских предложений по военным вопросам. В частности, по предотвращению возможного противостояния в космосе и по сохранению советско-американской системы договоров об ограничении и нераспространении ядерных вооружений и ракетных технологий.
Впрочем, тут стоит отметить, что информация об этом просочилась в прессу после того, как министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что поддерживает идею Дональда Трампа о создании Космического командования, аргументируя это тем, что американцам необходимо рассматривать космос как новый театр военных действий.
Таким образом, вряд ли стоит рассматривать новые санкции как ответ на «космическое» предложение Владимира Путина. Скорее речь идет о продолжении политики ужесточения санкций, в которой Белый дом соревнуется с Конгрессом ради того, чтобы американские законодатели, под предлогом давления на Россию, не ограничил полномочия президента, что, кстати, и предполагает внесенный авторитетными сенаторами проект «Акта о защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018».
В любом случае, вступление в силу новых американских санкций будет означать, что отношения двух стран стали хуже, чем были даже в самые тяжелые времена «холодной войны» между СССР и США. При том, что Россия — это не Советский Союз и запас прочности ее экономики заметно ниже.
Показательно, что валютные биржи оперативно отреагировали на новые санкции падением курса рубля до показателей 2016 года. Дешевеют, хоть и не так стремительно как в апреле, после объявления предыдущего санкционного пакета, и акции российских компаний. И это явно только начало процесса. Сейчас надо ждать ответных действий Кремля. Хотя у него, по большому счету, не так много инструментов, чтобы симметрично ответить Вашингтону.
Иван Преображенский