Posted 8 августа 2018, 21:01
Published 8 августа 2018, 21:01
Modified 30 марта, 19:05
Updated 30 марта, 19:05
Украинские чиновники в очередной раз заговорили о прекращении железнодорожного сообщения с РФ. Занимаются ли они самопиаром или намерения у них действительно серьезные — не ясно, ведь официальных заявлений и решений пока нет. Взволновались же граждане после интервью министра инфраструктуры страны Владимира Омеляна. «Мы рассматриваем вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой», — заявил он в эфире телепрограммы «Завтрак с 1+1». По его словам, у министерства есть ряд предложений по противодействию России в рамках ее деятельности в Азовском бассейне и на «оккупированных территориях».
Омелян не впервые делает подобное заявление. В декабре 2017 года он говорил, что остановка железнодорожного сообщения с Россией не принесет убытков «Укрзализныце». При этом, по данным железнодорожников, в 2017 году самым прибыльным стал поезд № 5/6, курсирующий по маршруту Киев — Москва — Киев. Он «заработал» почти шесть миллионов долларов, тогда как пассажирские перевозки дальнего сообщения на Украине были в целом убыточными.
Вызвав своими словами бурный интерес прессы и гневную реакцию пассажиров, позже Омелян уточнил, что на уровне правительства речь об отмене поездов в Россию не шла, но, по его мнению, ж/д сообщение с Россией нужно было прекратить тогда же, когда было отменено авиационное. Кроме того, министр подчеркнул, что в первую очередь рассматривается прекращение пассажирского сообщения, но так как это «повлечет недовольство людей, то что-либо говорить на эту тему слишком рано».
Почему же речь не идет о грузоперевозках? Да потому хотя бы, что несмотря на заявления украинских чиновников о многочисленных «победах» над РФ, последняя по-прежнему является основным поставщиком угля. По данным Государственной фискальной службы, Украина в январе—июне увеличила импорт угля каменного и антрацита на 40,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года — до 11,85 млн тонн, на сумму $1,531 млрд. При этом из «вражеской» России угля куплено на $962,723 млн (доля в импорте — 62,88%), США — на $483,95 млн (31,61%). Понятно, что уголь из Северной Америки попадает к украинскому потребителю морским путем, а из России — исключительно по рельсам и шпалам.
Если учесть еще тот факт, что ответственные чиновники крайне упорно избегают комментариев по поводу значительного уменьшения запасов угля (в прошлом году в СМИ настоящая истерика была по этому поводу, хотя накоплений было больше нынешних) на складах тепловых электростанций Украины и отсутствие какой-либо информации о том, где собираются взять недостающий объем к зиме, напрашивается вывод: рельсовые пути, ведущие в Россию, закрывать точно не будут. Если только на них не сядут активисты, добившиеся в прошлом году прекращения торговли с Донбассом вопреки желанию руководства страны.
Тем более «железнодорожная блокада» России может пойти на пользу сторонникам строительства газопровода «Северный поток — 2» считают некоторые украинские эксперты. «Мы прилагаем массу усилий, чтобы убедить страны западной Европы в том, что Украина является надежным транзитером российского газа, — заявил телеканалу NewsOne экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава. — А подобные шаги могут сыграть против нас, демонстрируя, что Украина может принимать подобные политические решения без предупреждений и, соответственно, стимулировать поиски альтернативных и более стабильных вариантов транспортировки».
Впрочем, хотя предлагаемые меры и выглядят совсем «по-идиотски», украинцы готовы поверить, что правительство в погоне за благосклонностью части антироссийски настроенного электората в год больших выборов может на них решиться, пожертвовав интересами и удобством своим граждан, посещающих РФ. Ведь примеры уже есть.
С октября 2015 года между странами полностью отсутствует авиасообщение, и этот шаг стал инициативой Киева. Пассажирские поезда еще ходят, но их число уменьшилось в несколько раз по сравнению с тем, что было до Майдана, а прямых поездов российского формирования нет вовсе. Через Украину проходит лишь один транзитный состав, принадлежащий РЖД, по маршруту Москва — Кишинев — Москва. Остальные принадлежат «Украинским железным дорогам» и администрациям стран СНГ.
Известно, что в Россию в прошлом году съездило 4 376 423 человека, что больше, чем годом ранее, и чуть меньше, чем было в 2014-м. В общем, тенденции к снижению пассажиропотока из Украины нет. РФ свое решение отменить поезда «туда» объясняет низкой рентабельностью, а также тем, что десять украинских составов вполне покрывают все потребности россиян в поездках на родину Тараса и Андрея Шевченко. Кстати, ж/д сообщение с некоторыми другими странами СНГ Москва также прекратила. Кроме того, РФ построила дорогу в обход Украины и с 11 декабря 2017 года перевела все поезда южного направления на нее. Стоимость «железки» Журавка — Миллерово оценивалась примерно в 56 млрд рублей.
Свято место, как известно, пусто не бывает. Сокращением пассажирских ж/д перевозок на Украине воспользовались владельцы автобусов. Сотни комфортабельных автолайнеров и минибусов теперь ежедневно курсируют в Белгород, Брянск, Симферополь, Москву. Хоть поспать с комфортом, как на полке в поезде, не удается, но дорога занимает на несколько часов меньше, а билет, что немаловажно, стоит в два-два с половиной раза дешевле, чем в «разорванный» плацкарт «Укрзалiзницi», выпущенный в прошлом столетии.
Почему быстрее? Расторопные водители «бусов», проинструктированные хозяевами и снабженные суммой на дорожные расходы, «ускоряют» предприимчивую таможню скромными подношениями. «Берут и россияне, и наши, — делится с „Росбалтом“ информацией водитель восьмиместного „Спринтера“, регулярно передвигающегося по маршруту Кривой Рог — Москва. — Только у русских тариф пониже будет — на целых 200 гривен. Украинские погранцы в союзе с таможенниками определили — 700-800 с микроавтобуса».
По словам перевозчика, границу можно пройти и без взятки, но ожидание в очереди в бесконечной веренице частного транспорта может растянуться до 6 часов, а то и дольше. Таким образом можно безошибочно определить — если автобус в конечный пункт прибыл часа на четыре ранее оговоренного, значит, с высокой степенью вероятности, заплатил на границе. Пассажиры, кстати, не всегда этому рады. «Добрались ни свет, ни заря в Москву, метро еще не ходит, такси дорого, встречать будут по графику, — сетуют прибывшие. — Хорошо еще, что розетки есть, интернет раздают и водитель не гонит. Сидишь, ждешь, пока общественный транспорт начнет работу».
Также среди путешествующих через украино-российскую границу популярен и другой вид ее пересечения — пешком. Добрались на местном транспорте до погранзоны, прошлись сотню метров, пока машины в очереди стоят, пересели на другой, ожидающий на сопредельной стороне. Без гарантии на комфорт конечно, но ехать можно.
Впрочем, этот, не совсем удобный способ путешествий, предполагающий пересадку на границе, имеет шансы стать единственным. Постоянное представительство президента Порошенко в «АР Крым» (работающее, понятно, на территории Украины) выступает за прекращение прямого автобусного сообщения с Россией. Об этом в Facebook сообщил зампредставителя президента Изет Гданов. «Прекращение железнодорожного сообщения с оккупантом однозначно правильное решение Мининфраструктуры, также необходимо безотлагательно рассмотреть прекращения автобусного сообщения», — отметил он.
Те же украинцы, которые работают в России, хоть и расстроились по поводу возможного введения ограничений, сохраняют бодрость духа и с присущим им чувством юмора предлагают «альтернативные» способы возвращения домой: тушкой, чучелом, посылкой, бандеролью. Хотя многим не до смеха: неудобства возникнут серьезные. Остается надеяться, что эти попытки похоронят, или народ придумает чего-нибудь хитрое, как это было с переводами денег из РФ на Украину: официально — запрещено, а реально — шлют, как и слали раньше, разве что комиссия за переправку увеличилась.
Валентин Корж, Днепр, Украина