Posted 6 апреля 2018, 16:28
Published 6 апреля 2018, 16:28
Modified 30 марта, 20:12
Updated 30 марта, 20:12
В течение всей прошедшей зимы украинское правительство успокаивало граждан обещаниями не повышать цены на газ. Многие в них не верили, но премьеру Владимиру Гройсману удалось заработать дополнительные баллы для своего рейтинга: Кабмин продлил до 1 июня действие текущих тарифов, тогда как повышение расценок ожидалось уже с 1 апреля.
Для Гройсмана такое решение — «перемога», а вот для перспектив сотрудничества Украины с Международным валютным фондом — едва ли. Ведь цена на газ для конечного потребителя одно из условий предоставления следующего транша финансовой помощи. Еще в январе после встречи президента Украины Петра Порошенко с главой МВФ Кристин Лагард в Давосе в окружении главы государства заверяли, что цену на газ поднимут.
О готовности правительства к такому шагу заявлял и сам Порошенко. Таким образом, считают эксперты, президент хотел отвлечь внимание международных доноров от еще одного важного требования — создания антикоррупционного суда. Помимо этого, по мнению некоторых политологов, Порошенко пытался подставить Гройсмана — ведь повышение цены на газ могло бы стать ударом по имиджу премьера, который, в перспективе, имеет шансы стать претендентом на президентство.
«Все в Украине прекрасно понимают, что резкое повышение (цены на газ) отрицательно отобразится на социальном положении, и поэтому на это никто даже теоретически пойти не может», — рассказывает приближенный к Кабмину источник «Апострофа». Собеседник издания уверен, что у властей еще остается возможность «поторговаться» с МВФ по газу, но только в случае, если Украина выполнит главное обещание — создать антикоррупционный суд.
Как известно, законопроект, предусматривающий создание Высшего антикоррупционного суда, уже принят в первом чтении и готовится ко второму. Но вот когда он будет рассмотрен, пока неясно, а если его не примут с учетом требований МВФ в ближайшее время, то получить транш в апреле (именно такой срок назывался ранее) у Украины шансов не будет. А это приведет к проблемам в макроэкономической ситуации в стране, могут возникнуть трудности с выплатой внешних долгов. Правда, многие экономисты считают, что Украина может кое-как продержаться до 2019 года и без транша, но вот дальше — будет сложно.
Но надо полагать, что, несмотря на «проблемы с МВФ», рядовых украинцев новость об отсрочке повышения тарифов на газ порадовала, хотя и не чрезмерно — отопительный сезон-то фактически уже закончился. А стоимость «голубого топлива» для населения большинство и так считают сильно завышенной, особенно если сопоставить ее с платежеспособностью среднестатистического потребителя.
Из-за этой самой «платеженеспособности» долги за услуги ЖКХ продолжают расти. Только в январе 2018 года они увеличились на 14% по сравнению с предыдушим месяцем. Как свидетельствуют данные Госстата, общая сумма неуплаты достигла 32,9 млрд гривен. Из них 12,9 млрд — за централизованное теплоснабжение и 14,6 млрд — за газ для «индивидуалов». Среди регионов самая большая задолженность зафиксирована в Киевской, Харьковской, Донецкой и Днепропетровской областях.
Украинцы «традиционно» накапливают долги именно зимой, когда приходят большие счета (до 70% от суммы в платежках приходится на обогрев), а летом их погашают. Однако тарифы на тепло растут как грибы: если в 2017-м средний «зимний» платеж по Украине составлял около 1500 гривен, то последней зимой он вырос до 2200. Так что долги все равно постепенно накапливаются, особенно у одиноких пенсионеров.
Правда, используя новые возможности закона о децентрализации власти в некоторых регионах пытаются найти выход из ситуации. И порой к этому, что называется, «жизнь подталкивает». Так, например, жителям родины советского генсека Брежнева города Каменское (бывший Днепродзержинск) было объявлено, что следующего отопительного сезона в большей части города… не будет. Город отказывается от поставок тепла от местной ТЭЦ, построенной еще в тридцатые годы прошлого столетия и неэффективно пожирающей газ. При транспортировке теплоносителя от ТЭЦ к конечному потребителю теряется большое количество тепла, отчего батареи в домах еле теплые. Если во времена СССР, когда газ стоил копейки, с этим можно было мириться, то теперь такая «система теплоснабжения» никуда не годится.
Начало каждого отопительного сезона в Днепродзержинске стало настоящим кошмаром еще в середине 90-х годов. Даже тогда, при относительно низких тарифах, город каждый раз судорожно искал деньги, чтобы расплатиться за газ. Приходилось брать кредиты под залог зданий коммунальных гостиниц, кинотеатров, музея и даже горисполкома, а если вовремя заплатить не получалось, ТЭЦ просто останавливала работу. Теперь же решено, что власти из бюджета выделят средства на автономное отопление школ, садиков и некоторых муниципальных учреждений, возьмут на себя замену электропроводки до квартир, а гражданам рекомендовано переоборудовать свои жилища на электрообогрев.
Эта новость жителей поначалу обескуражила и вызвала возмущение: все же центральное отопление, хоть дорогое и не очень качественное, — лучше, чем иней на стенах. Рубить мебель на дрова, если окажешься не в состоянии оплатить «электрификацию» квартиры, никому неохота. Даже раздались призывы провести городской референдум по этому поводу. Впрочем, протестные настроения быстро сникли, поскольку местный мэр признался землякам, что получить газ на следующую зиму город точно не сможет из-за колоссальной задолженности. По его словам, то, что удалось провести нынешний отопительный сезон без значительных проблем — просто чудо. Поэтому — либо электричество, либо замерзайте.
Вообще-то, возможность не зависеть от дорогих услуг теплосетей, включать и регулировать обогрев по собственному желанию, многим нравится. Ведь раньше отказаться от централизованного отопления было крайне хлопотно и дорого. Но для перехода на «индивидуальный обгрев» нужно вложить немалые средства в короткие сроки, и где гарантия, что электросети города с населением в 250 тысяч человек выдержат внезапно увеличившуюся нагрузку? В Днепропетровской области уже есть негативный пример, когда жители Никополя и Марганца, пошедшие таким путем, грелись две зимы «по очереди»: пару часов один район, пару другой.
Кстати, представители энергопоставляющей компании ПАО «Днепрооблэнерго» подтвердили опасения жителей: мол, включите электроотопление, город останется и без света, и без тепла, и без воды (насосы «Горводоканала» тоже электрические). Руководители компании просят дать им несколько лет на модернизацию сетей и оборудования. Правда, когда город десять с лишним лет назад бесплатно передал все это на баланс «Днепрооблэнерго», энергетики уже обещали в кратчайшие сроки провести коренную модернизацию всего, чего только можно, по «мировым стандартам», однако этого так и не случилось.
Но многие продолжают выступать против «энерегетической децентрализации» не только из-за боязни глобального блэк-аута. Они подозревают власти в желании нажиться на тендерах по проведению дорогостоящих работ, а также считают, что после перехода на электричество жители из одной кабалы попадут в другую — энергопоставщики, пользуясь монополией, взвинтят тарифы так, что нынешние счета за отопление покажутся смешными. Однако мэр Каменского и его команда заверяют в готовности идти до конца и для успешного завершения проекта «напрячь» энергетиков на «национальном уровне» — дескать, пусть вкладывают средства.
В общем, жители уже прикидывают, во что им это обойдется и где срочно брать деньги. Не исключено, что у тех, кто их не найдет, в квартирах появятся буржуйки, а на лестничных площадках будут хранить дрова. Кстати, можно отметить, что ситуация в Каменском типична для большинства украинских городов, и, вероятней всего, многим предстоит вскоре выбирать между газом, электричеством и дровами.
Возможно, и россияне возьмут себе что-то на заметку из этого «украинского опыта». Ведь несмотря на изобилие углеводородов и относительную дешевизну газа (хотя «индивидуалы», конечно же, так не считают), они, как и украинцы, тратят с каждым годом на коммуналку все больше и больше. Правда, в России повышение проходит более плавно, да и с дровами должно быть получше, если вдруг что.
Валентин Корж, Днепр, Украина