Posted 26 марта 2018, 15:31
Published 26 марта 2018, 15:31
Modified 30 марта, 20:20
Updated 30 марта, 20:20
Вечером в воскресенье, 25 марта, иностранные СМИ вели себя в отношении России заметно корректнее, чем накануне. Причиной стал пожар в торговом центре в Кемерово — уже тогда стало понятно, что происходит большая трагедия, которая грозит унести множество жизней.
Иностранные телеканалы и новостные сайты ставили сообщения об этом главной новостью. Общеевропейский новостной канал Euronews, например, и в понедельник считал это главным событием дня. Происходящее в Кемерово называли «чудовищным пожаром» и «страшной трагедией». Впрочем, всерьез о возможных причинах произошедшего пытались писать только русскоязычные зарубежные СМИ, остальные ограничивались новостными сообщениями.
Однако уже в понедельник внимание к Кемерово ослабло. В той же Франции местная «бумажная» пресса, вышедшая в понедельник, и в которую сообщения из России практически не успели попасть, оттеснила российский пожар на второй, а то и третий план на новостных порталах. Надо отметить, что во Франции совсем недавно была своя трагедия — теракт в городке Треб, где погибли три человека. Жертв могло быть гораздо больше, если бы не героический поступок офицера Арно Бельтрама, который согласился, чтобы его обменяли на часть заложников, и погиб в ходе последовавшей операции по освобождению оставшихся.
Похожая ситуация наблюдалась и в большинстве других европейских стран. В США же сообщения из России в большинстве изданий оказались в числе ключевых событий, но не главной новостью.
В целом, было заметно разделение. Телеканалы продолжали следить за происходящим в Кемерово. И к ним подключились зарубежные политики, включая, надо отметить, и многих европейских лидеров. Масштаб трагедии был уже ясен, и они обращались к россиянам со словами соболезнования.
Новости о России в итоге стали главными в большинстве изданий к вечеру понедельника, но с трагической гибелью 64 человек (по подтвержденным на тот момент данным) они никак уже связаны не были. Дело в том, что власти более чем десятка стран ЕС, а также Канада, Украина и США, объявили о своей солидарности с Великобританией и решении выслать по нескольку российских дипломатов. В большинстве случаев, если верить, например, канцлеру Германии Ангеле Меркель, речь шла о сотрудниках российских спецслужб, работавших в статусе дипломатов.
Впрочем, это явно не касалось США, которые решили выслать сразу 60 человек. Канада, например, высылает 4 дипломатов, столько же — Франция, Польша и ФРГ. Литва и Чехия — троих, Голландия, Италия и Дания — по двое, Финляндия, Хорватия, Румыния, Латвия и Эстония — по одному.
Известие об этом в итоге и стала главным сообщением, связанным с Россией, причем не только в условно «западной», но и другой зарубежной прессе, включая и ориентированную на заграничных читателей китайскую.
Очевидно, что такая ситуация — результат многолетнего конфликта России с Западом, в результате которого даже на уровне прессы эмпатия и сочувствие постепенно вытеснялись из двусторонних отношений. В итоге, европейцы и американцы интересуются военной мощью или угрозами со стороны России, которая, по версии властей Великобритании, ответственна за применение отравляющих веществ на британской территории, но никак не трагедиями, которые происходят на российской территории.
Раньше, надо отметить, все было заметно иначе. Например, трагедия Беслана буквально потрясла Европу, и это несмотря на то, что ранее западная пресса в большинстве своем жестко осуждала Россию за войну в Чечне. Памятники детям Беслана есть сегодня во многих европейских странах и память об этой трагедии жива. А вот о сгоревших кемеровских детях многие европейцы видимо просто не узнают, потому что между Россией и западной частью европейского континента выросла за эти годы стена непонимания, страха и недоверия.
Иван Преображенский