Posted 19 марта 2018, 10:12

Published 19 марта 2018, 10:12

Modified 30 марта, 20:25

Updated 30 марта, 20:25

Центральной Азии надоело «пахать на дядю»

19 марта 2018, 10:12
Неожиданный альянс нетерпимых друг к другу государств ЦА может стать заявкой на создание нового союза — не против кого-то, а для собственного выживания.

В конце прошлой недели в Астане наблюдался настоящий политический «звездопад» — впервые с начала нулевых состоялся саммит глав государств Центральной Азии. Все они, кроме Туркмении, были представлены президентами: Гурбангулы Бердымухамедов вместо себя делегировал председателя парламента. К возможным причинам «стеснительности» туркменского лидера мы еще вернемся.

Отметим, что идею проведения саммита президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подкинул своим региональным коллегам еще в 2005 году. Но некоторые из них встали в позу: не дозрели до понимания значимости многостороннего формата, да и вообще имели друг к другу массу претензий, заботясь больше о личных амбициях, чем о совместных усилиях, направленных на благоденствие региона в целом.

Но в прошлом году новоизбранный президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев сразу же сделал заявку на налаживание отношений с соседями и весьма преуспел в этом деле. А затем взял курс на многосторонний формат и пролоббировал встречу. И вот она состоялась — в аккурат, что символично, к общему для мусульман региона празднику Навруз. Как было заявлено в Астане, президенты будут встречаться ежегодно — в следующий раз они соберутся в Ташкенте.

Каким образом Мирзиееву и Назарбаеву все же удалось собрать на одной площадке глав стран Центральной Азии после затяжной паузы и постоянных ссор, перераставших, порой, даже в вооруженное противостояние? Вероятно, главную роль в этом деле сыграло улучшение отношений между государствами ЦА — особенно между Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией, чему предшествовало главное обстоятельство — смена лидеров в двух последних государствах. Изменились, соответственно, и личные отношения между президентами. И теперь ничего, кроме национального эгоизма, не должно, в принципе, помешать им прийти к пониманию того, что перед государствами региона стоят общие вызовы — особенно террористические — и бороться с ними надо сообща.

Разумеется, это всего лишь первый саммит глав государств ЦА, и прогнозировать, во что выльются, как задумано, регулярные встречи, пока рано. Однако не исключено, что новая «платформа» претендует на роль новой, независимой интеграционной структуры, своего рода центрально-азиатского центра силы, тем более, что для этого существует политическая и экономическая целесообразность. Но у каждого такого центра есть свои «ведущие», и в этой роли сейчас выступают Узбекистан и Казахстан.

Тут, конечно, можно возразить, что нужды в новом центре силы нет, поскольку государства Центральной Азии — не все, но все же — входят в состав Евразийского экономического союза, в ОДКБ и ШОС. Тем не менее, сугубо регионального союза, без доминирования Россия или Китая, не существует, в то время как его появление может стать фактором укрепления вышеназванных объединений и, что немаловажно, субъектом мировой политики, не направленным ни против РФ, ни против Китая, ни против Запада, борющихся за влияние в этом регионе.

Развиваться и работать надо вместе, а не на «дядю» — пожалуй, в этом и есть смысл многостороннего сотрудничества государств Центральной Азии — если они не ограничатся «светскими тусовками», что тоже нельзя исключить, равно как и ревностные моменты за лидерство в регионе. Но коль скоро «слет» состоялся, надо думать, что его фигуранты были к нему готовы с точки зрения преодоления длительной разобщенности, защиты региональной безопасности и развития экономических связей в пятистороннем формате, что, собственно, и формирует региональную субъектность. В этом смысле государства ЦА потеряли из-за внутренних разборок слишком много времени. Если они его не наверстают сейчас, в относительно благоприятное для них «политическое время», сделать это потом будет сложно. Потому как борьба за влияние в регионе и исходящая от Афганистана террористическая активность могут свести на «нет» хрупкое равновесие как в многосторонних отношениях, так и на общем центрально-азиатском политическом поле. Воистину, «куй железо, пока горячо».

Как подчеркнул Назарбаев, «Мы не замыкаемся здесь, у нас есть соседи — Россия и Китай — мы хотим и будем сотрудничать с ними». Впрочем, на саммит представители этих двух «дружественных» государств приглашены не были. Президент Казахстана также поспешил заверить, что государства региона не собираются создавать какие-либо новые структуры, и что «политического смысла во встрече нет». Акцент им был сделан на общей истории, культуре, «миропонимании и мироощущении» государств ЦА, объединении их потенциала, увеличении объема внерегиональной торговли, укреплении безопасности, которая беспокоит все страны.

Высказав комплименты президентам соседних государств, с особым пиететом Назарбаев отозвался о Мирзиееве, сумевшем, по его словам, «за короткий период разморозить… проблемы, накопившиеся за последние 20 лет». Президент Казахстана вручил своего узбекскому коллеге орден «Достык» I степени. Мирзиеев очень расчувствовался: «Я сегодня самый счастливый человек, потому что получаю такой орден из рук такого великого человека как Нурсултан Абишевич».

Журналистам Назарбаев поведал: «Мы договорились, что внутрирегиональные проблемы никто за нас не решит. Во-первых, это безопасность. Сейчас в Афганистане происходят события, мы все об этом говорили, нас это очень беспокоит. Если спецслужбы наших государств будут тесно сотрудничать, мы будем знать все о террористах, наркотрафике, религиозных исламистах и так далее». По его словам, после поражения в Сирии террористы создают так называемые «спящие организации», а поскольку в сирийских событиях участвовали граждане всех государств ЦА, «они теперь возвращаются, и нам надо быть очень бдительными в этом деле».

В общем, в Астане говорили о многом — о решении общей для региона водной проблемы, демаркации границ, тарифной политике, привлечении инвестиций и т. д. Решено создать пятистороннюю рабочую комиссию на уровне премьер-министров.

Астанинский саммит прошел скромно, без восточной помпезности, но, так сказать, со смыслом. Хотя несколько диссонирующую «нотку» внес президент Туркмении — своим отсутствием. Этому может быть несколько объяснений. Первое: Бердымухамедов предпочел в день проведения саммита отправиться, по его выражению, в свой «второй дом», то есть в Объединенные Арабские Эмираты — это, конечно же, «уважительная причина».

Она видится еще более «уважительной», если его отсутствие в Астане продиктовано желанием туркменского президента на всякий случай продемонстрировать свое «никакое» отношение к «коллективному творчеству» коллег. Потому как, а вдруг эта новая «компания» не понравится Москве или Западу, в то время как Туркмении необходимо поддерживать ровные отношения с этими противодействующими полюсами и находиться на равном удалении от них. Афганистан-то под носом. Другой вариант — Туркмения не стремится к участию в многостороннем формате, ей достаточно и двусторонних отношений с государствами региона.

Но, в любом случае, астанинский саммит трудно воспринимать как встречу ради встречи. Во-первых, налицо попытка создания новой интеграционной структуры, причем, региональной, и заявить о ней. Разумеется, между государствами Центральной Азии не все противоречия решены, но они, по крайне мере, стремятся к единству и к объединению. Национальный эгоизм, по большей части, преодолен, а это уже большая победа, и от нее можно ждать позитивных последствий.

За все это спасибо следует сказать, в первую очередь, президенту Мирзиееву — фактически за год он сдвинул громадину межгосударственных проблем, а некоторые из них просто ликвидировал. Что ж, теперь все будет зависеть от доброй воли, прагматизма и готовности к компромиссу его коллег по региону. Только они, и все вместе, смогут решить: быть Центральной Азии самостоятельным субъектом мировой политики или оставаться в разрозненном, а, значит, крайне уязвимом и подневольном положении.

Ирина Джорбенадзе

Подпишитесь