Posted 30 января 2018, 10:05

Published 30 января 2018, 10:05

Modified 30 марта, 20:52

Updated 30 марта, 20:52

Конгресс издал зловещий пшик

30 января 2018, 10:05
Вопреки опасениям, подготовленный в США список чиновников и бизнесменов из числа «ближайшего окружения Путина» оказался похож на банальный телефонный справочник.

Минфин США выполнил данное полгода назад обещание и представил Конгрессу США так называемый «кремлевский доклад» — список из 210 граждан России, «приближенных» к президенту Владимиру Путину (полный перечень смотрите здесь).

Сам глава российского государства и его родственники в опубликованный список не попали. Зато там есть премьер-министр Дмитрий Медведев, его заместители в правительстве и все действующие министры (включая главу МИД Сергея Лаврова), а также руководство администрации президента (вплоть до детского омбудсмена Анны Кузнецовой) и российские долларовые миллиардеры.

Этот документ можно смело назвать перечнем «крутых парней» — тех, кто, как считает американская администрация, может влиять на принятие в России решений на высшем уровне и извлекать из этого материальную выгоду. Список выглядит так, что в него попали все, кто-либо имеет миллиард и более долларов, либо, при желании, может распорядиться аналогичным объемом казенных денег. При этом подразумевается, в соответствии с законом, принятым в США еще летом, что все фигуранты «кремлевского доклада» вовлечены в коррупцию.

Что значит попадание в американский список? Вопреки распространенному заблуждению, речь не идет об автоматическом распространении на этих людей американских санкций (тем более, что некоторые фигуранты доклада и так уже находятся под ними). Список, как того требовал закон, передан исполнительной властью для рассмотрения в Конгресс. А уже дальше будет решаться, о каких санкциях и против кого конкретно будет идти речь. Основой для этого, скорее всего, станет секретная часть данного доклада, в которой, по имеющимся данным, рассказывается, как и чем каждый конкретный фигурант перечня связан с одной стороны с Кремлем, а с другой — с коррупцией.

В международном контексте попадание в список — это, безусловно, определенное поражение в правах. Иностранные партнеры, банки и т. д. явно с осторожностью будут иметь дело с теми, против кого в будущем могут быть введены санкции. Такому человеку могут не открыть счет, отказать в кредите или даже въезде в отдельные страны. Пока — просто для перестраховки.

В российском контексте последних лет, напротив, невключение в список «ближайшего окружения» Владимира Путина — это большое поражение для некоторых крупных предпринимателей, а особенно чиновников. Например, не все главы госкорпораций упоминаются в этом документе. Нет там, скажем, Анатолия Чубайса, а также председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной и главы Центризбиркома Эллы Памфиловой. В российской реальности теперь это даже может стать маркером «чужого» для российского правящего класса человека: «Как же так, нас всех американцы называют своими врагами, а этих нет?».

По сложившейся в прошлые годы традиции, люди, попавшие в список, могут рассчитывать и на освобождение от российских налогов — полное или частичное. Кто-то, вроде крупных бизнесменов, ранее попавших под санкции (как Ковальчуки и Ротенберги), и так уже имеет возможность меньше платить в российский бюджет. Для других, вроде Алишера Усманова или Романа Абрамовича, это может стать приятным бонусом, если им все же придется репатриировать назад в Россию с Запада свои миллиарды.

По сути дела, этот список — родовая книга новой российской аристократии. Вопрос, правда, в том, по каким признакам формировался документ. На первый взгляд, у него было два формальных источника: телефонный справочник высших государственных деятелей России и список российских долларовых миллиардеров, составляемых регулярно журналом «Форбс». При этом, как видно, пустыми оказались все разговоры о том, что кто-то хитрыми путями лоббировал свое исключение из списка, а других напротив пытались включить туда российские оппозиционеры, сотрудничающие с американским Атлантическим советом.

Отдельный вопрос — что будет с чиновниками, которые потеряют свои посты в связи с неизбежными перестановками во власти после мартовских президентских выборов в России. Ведь даже переизбрание прежнего главы государства на новый срок по существующим правилам влечет за собой автоматическую отставку правительства и вывод за штат сотрудников администрации президента. Кто-то наверняка в итоге свою должность назад не получит. Останется ли он тогда фигурантом «кремлевского доклада»?

Непонятно также, попадут ли туда автоматически новые сотрудники администрации президента, занимающие посты главы, его заместителей, руководителей отдельных управлений и, конечно, советников и помощников главы государства. Нет пока достоверной информации и про включение в закрытую часть списка детей и родственников «людей из окружения Путина» (ранее говорилось, что они попадут туда автоматически).

Таким образом, публикация доклада ясности в отношении новых санкций против российской правящей верхушки не прибавила. Зато вызвала бурю эмоций среди российской элиты. Причем понять, кто возмущается больше — те, кого включили в список «самых крутых людей в Росии» или те, кого нет, пока трудно. Ведь многим хочется и близость свою к власти подчеркнуть, и за детей и собственность на Западе не бояться.

Иван Преображенский

Подпишитесь