Posted 30 ноября 2017, 14:53
Published 30 ноября 2017, 14:53
Modified 30 марта 2024, 21:23
Updated 30 марта 2024, 21:23
Американский социологический центр Pew Research Center, специализирующийся на исследованиях, связанных с религиозными предпочтениями людей по всему миру, представил в Вашингтоне новое исследование. Эксперты предположили, какой будет динамика роста числа приверженцев ислама в странах Европейского союза (а также Норвегии и Швейцарии). Постсоветские государства, не входящие в ЕС, в том числе и Россия, надо сразу оговориться, не изучались, притом что в той же РФ процент мусульман уже сегодня, очевидно, выше, чем, например, во Франции или Германии. Для Евросоюза же американские социологи видят три возможных сценария развития событий.
Доклад незамысловато называется «Рост мусульманской популяции в Европе», и уже в названии заложена его основная мысль. Сейчас мусульман в ЕС почти 5%, но, по мнению американских исследователей, как бы ни вели себя власти европейских стран, увеличения числа приверженцев ислама им не избежать. Если вообще имеет смысл это делать. Вопрос лишь в масштабах. При этом никаких выводов о том, как это повлияет на ситуацию внутри Европейского союза, исследователи, разумеется, не делают. Это уже забота европейских политиков-практиков или крикливых популистов, борцов с мигрантской угрозой — интерпретировать полученные учеными данные.
Первый из предложенных сценариев выглядит совершенно невероятно. В соответствии с ним, Европа прямо сейчас закрывает свои границы и прекращает прием любых экономических мигрантов и беженцев. В этом случае к 2050 году количество мусульман в целом в ЕС составит более 35 млн, однако не достигнет 10% от общей численности населения Европейского союза. Рост и абсолютных чисел, и соотношения приверженцев ислама и немусульман в этом случае будет достигнут за счет разных показателей по рождаемости. По данным американцев, на среднюю европейскую женщину сегодня приходится 1,6 ребенка (индекс фертильности), что недостаточно даже для воспроизводства популяции. И только к 2035 году этот показатель, по прогнозам Pew Research Center, возрастет до 1,7.
В свою очередь у европейских мусульман индекс фертильности выше. Конечно, он не так велик, как пугают разнообразные борцы с миграцией, рассуждающие о семьях с 15 детьми, сидящих на пособиях и социальных выплатах. В реальности сегодня на одну мусульманку в ЕС приходится 2,6 ребенка, а к 2050 году индекс фертильности приверженцев ислама даже снизится до 2,4. Однако это все равно заметно выше, чем в среднем в немусульманских семьях, к которым, кстати, американские социологи относят и многих мигрантов из неевропейских стран с большим количеством населения, не исповедующего ислам, например, из Индии, Бангладеш или ряда африканских государств.
Таким образом, в соответствии со сценарием, при котором миграционный приток в Евросоюз будет полностью перекрыт, к 2050 году всего в ЕС будет жить немногим более 480 млн человек, из них мусульман — более 35 млн, что составит почти 7,5% от общего числа жителей.
Заметно более реалистичным выглядит второй сценарий, в рамках которого Евросоюз, наконец, переходит к регулируемой миграции, принимая какую-то прагматичную программу наподобие той, что уже много лет с разными вариациями реализует, например, Канада. В этом случае к 2050 году количество мусульман в ЕС превысит 11% от общей численности населения. А в абсолютных цифрах составит почти 58 млн при общем числе жителей около 516 млн.
Тут сразу стоит оговориться, что в случае, когда границы ЕС не будут полностью закрыты, предполагается рост числа не только приверженцев ислама, но и немусульман. Причем, очевидно, за счет как миграции из немусульманских стран, так и секуляризации, то есть отказа от своей религиозной принадлежности как приехавших ранее приверженцев ислама, так и детей, родившихся у них уже на территории Европейского союза. Впрочем, несмотря на все эти факторы, все равно предполагаемая численность мусульман вырастет за немногим более 30 лет сразу на 125%.
Третий сценарий — подарок для европейских популистов, националистов и праворадикалов. Именно в таких понятиях они описывают сегодня европейскую миграционную политику, утверждая, что скоро в каждой деревне будет возвышаться по минарету. Речь идет о продолжении в самых крайних формах политики «открытых дверей», провозглашенной в 2016 году канцлером Германии Ангелой Меркель, которую вообще-то уже даже она сама публично скорректировала.
При этом сценарии к 2050 году в Евросоюзе будет более 75 млн приверженцев ислама при общем населении более 538 млн человек. Иначе говоря, рост составит почти 200%. Правда, даже и в этом случае в процентном соотношении мусульмане составят в среднем по Европе не более 14% от общего числа населения.
В реальности же распределение их по странам будет очень сильно отличаться. В той же Чехии, где сегодня мусульман, можно сказать, нет вообще, их численность даже при третьем сценарии немногим превысит 1%. Еще меньше их будет в Словакии. В Болгарии же, которая лежит на «главной дороге» миграции из Сирии и Турции, а к тому же имеет собственное многочисленное турецкое меньшинство, мусульман будет жить немногим более 11,5%. Во Франции, об исламизации которой так любят рассуждать европейские «правые», приверженцев ислама будет около 18%. В Австрии при этом почти 20%, в Германии на несколько десятых процента меньше. Больше же всего — около 30% — их окажется в Швеции, известной своей мягкой миграционной политикой. В абсолютных же цифрах на первых местах будет Германия (17,5 млн) и Великобритания (13,5 млн).
Надо, впрочем, отметить, что пока наиболее реалистичным выглядит именно второй, а не первый или третий сценарии. Он, кстати, с экономической точки зрения позволяет Европе оставаться конкурентоспособной, потому что обеспечивает достаточное количество новых «рабочих рук». При этом надо понимать, что и многие цифры, несмотря на скрупулезность подсчетов американских экспертов, весьма условны. Религиозная принадлежность часто определяется по стране приезда, притом что в той же Сирии до гражданской войны было велико христианское меньшинство, а из Бангладеш могут приезжать как мусульмане, так и индуисты и даже христиане.
Тем не менее, общая картина явно соответствует ожиданиям европейских политиков и экспертов по миграции. Вопрос только в том, какие из этого будут сделаны выводы. В той же Германии проработанная программа привлечения иностранцев в страну по образцу канадской была, кажется, разработана только либералами из партии «Свободные демократы», а они после провала первых коалиционных переговоров явно не войдут уже в состав правительства. Похожая картина и во многих других странах.
Благодаря же националистической пропаганде, активной деятельности популистов и террористической активности исламских радикалов, которые все вместе рады играть на страхах стареющего европейского населения, приезд мусульман многими в ЕС часто рассматривается сразу как однозначное зло и потенциальная угроза. С таким подходом трудно принимать стратегические программы на будущее. Хочется запереться в своем доме и никого не пускать. Но исследование американских социологов показывает, что это в корне неверная стратегия. Потому что дальнейшая исламизация старой Европы неизбежна. И думать надо не о том, как этого не допустить, а о том, как выстроить жизнь так, чтобы приверженцы ислама и европейские немусульмане (вне зависимости от национальности и вероисповедания) смогли в дальнейшем жить бок о бок, избегая конфликтов, погромов и терактов. Другого пути, кроме как смотреть на это не как на проблему, а как на окно возможностей, у европейцев, похоже, просто нет. Отказавшись от позитивного подхода, они в любой ситуации оказываются в проигрыше.
Иван Преображенский