Posted 7 ноября 2017, 07:30
Published 7 ноября 2017, 07:30
Modified 30 марта, 21:38
Updated 30 марта, 21:38
За месяц до своего ухода с поста президента Киргизии Алмазбек Атамбаев открыл второй сезон громких заявлений, география которых расширяется. После, мягко говоря, невежливых публичных выпадов в адрес президента соседнего Казахстана Нурсултана Назарбаева, он принялся за шантаж целого интеграционного объединения — Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в состав которого входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и собственно Киргизия.
«Мы возлагали слишком большие надежды на ЕАЭС. В экономическом развитии нам не стоит обманывать себя и надеяться на союз. Не может быть надежным тот союз, который зависит от прихоти одного человека, даже если это самый великий человек в мире», — изрек президент Киргизии. Поди, догадайся, кого он имел в виду: главу России или Казахстана — двух стран, лидирующих в ЕАЭС. Возможно, в такой завуалированной форме он кинул камень в обоих, потому как открыто идти против президента России сложнее, чем против казахстанского коллеги, в отношении которого у Атамбаева скопилось множество реальных и мнимых обид, вплоть до его якобы вмешательства в президентские выборы в Киргизии.
Атамбаев разоткровенничался или распиарил себя не где-нибудь, а на церемонии вручения верительных грамот послами ряда иностранных государств, что само по себе достаточно неуместно. Среди прочего уходящий президент Киргизии заявил, что его стране следует искать новые рынки сбыта — в Узбекистане и Китае, а также новые транспортные коридоры: ускорить строительство дороги Китай-Киргизия-Узбекистан (видимо, он предвосхищает стратегическое партнерство с осторожным Ташкентом) с выходом на новую железнодорожную магистраль Баку-Тбилиси-Карс (Турция).
Дорога, как известно, построена в обход России и Казахстана, хотя последний и собирается использовать ее возможности посредством Каспийского моря. Отметим также, что в настоящее время, после скандала Атамбаев-Назарбаев, Казахстан еще прочнее закрыл свою границу для киргизской продукции, и ее выход на рынки государств-членов ЕАЭС весьма затруднился. Дальше — больше: Атамбаев «оскорбил» и Россию — во всяком случае, многие российские политики и эксперты именно так расценили его указ, в соответствии с которым 7 ноября в Киргизии будет отмечаться как День истории и памяти жертв национально-освободительного движения 1916 года (против России) и репрессий 30-х годов прошлого столетия. В ответ в Москве, на уровне Госдумы, задумались: а не устроить ли обладателям киргизских водительских прав «затир» на территории РФ? Ведь здесь работает множество мигрантов из Киргизии.
Но это еще самая маленькая «пакость», которую можно организовать для киргизов, если только избранный президент страны и ставленник Атамбаева — Сооронбай Жээнбеков — срочно не станет мириться с Казахстаном, то есть пойдет по дипломатическому пути нового президента Узбекистана. У того, после смерти Ислама Каримова, уже есть опыт налаживания отношений с соседями и «сильными мира сего».
Скажем прямо — Атамбаев здорово подвел Жээнбекова, оставив ему столь тяжелое наследство, а сам, по официальной информации, взял отпуск «для работы над окончательным вариантом проекта Национальной стратегии устойчивого развития» Киргизии до 2040 года. Какая насмешка! И входит ли в проект «национальной стратегии» развал ЕАЭС, от которого республика получила весьма серьезные финансово-экономические преференции?
Тот же Казахстан, выступавший против вступления Киргизии в ЕАЭС (Армении, кстати, тоже), закрывал глаза (вероятно, не без пользы для своих олигархов) на поток контрабандных китайских товаров из соседней республики и взял на себя обязательство подкинуть «бедным киргизам» 100 миллионов долларов. Но Бишкек сейчас от такой «малости» гордо отказался и начал процедуру по денонсации соответствующего соглашения. Здесь уместно напомнить, что экономика одной только Алма-Аты в пять раз больше экономики всей Киргизии. Так что поза, принятая Бишкеком, способна навредить ему одному.
А вот поза или позерство Атамбаева, его противостояние с Казахстаном может навредить всему Евразийскому союзу и вообще поставить под вопрос его существование. Это косвенно подтвердил министр экономики и промышленности Киргизии Артем Новиков, заявив, что если ситуация на границе с Казахстаном не будет урегулирована, «дальнейшее решение, в том числе о выходе из ЕАЭС, будет приниматься на политическом уровне». То есть ситуация сейчас именно такова, о какой мечтал Запад — он прогнозировал и с нетерпением ждал распада «нового путинского СССР», то есть ЕАЭС, который, даже с большой натяжкой, таковым не является.
Можно также предполагать, что над ссорой Астаны и Бишкека сейчас хихикает и Пекин: она станет хорошим аргументом в пользу строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан с выходом на Иран и Баку-Тбилиси-Карс, к чему прежде Атамбаев не стремился. От такого развития событий у России может поубавиться и грузов, и авторитета. Но почему Россия, раздающая направо и налево деньги для евразийской интеграции, заняла выжидательную позицию?
Возможно, она не стала гнать волну в ожидании официального вступления в должность избранного президента Киргизии, которому придется пойти на мировую с Казахстаном, чтобы не навлечь не себя гнев киргизских кланов, теряющих на скандале с Астаной большие деньги. В таких же клановых тисках находится и Назарбаев у себя на родине, и оба президента вполне могут ожидать серьезной дестабилизации обстановки в своих странах. У Киргизии, пережившей не одну революцию, дорожка к беспорядкам и насильственной смене власти давно уже проторена. И казахские кланы вполне могут позаимствовать их опыт.
Во-вторых, Москва, скорее всего, склонна взять сторону Казахстана, но тогда для Киргизии это может послужить поводом для еще больших обид на Россию и стимулирующим спекулятивных фактором по выходу из ЕАЭС, а также истерии на почве «ущемления суверенитета киргизов». И тут может начаться цепная реакция — в Армении, воодушевленной «смелостью» Атамбаева, уже находятся желающие «развалить» ЕАЭС на пару с Бишкеком. Заметим, что в наступающем году Армению ждет смена власти (или ее «пересменка»), поэтому Москве тем более стоит занять выжидательную позицию: всегда «интересно» наблюдать за сталкиванием лбами и прояснением, кто есть кто.
В-третьих, скандал между Киргизией и Казахстаном можно расценить как прямой шантаж России и других членов ЕАЭС с тем, чтобы добиться, в данном случае — для Бишкека, дополнительных льгот и преференций в рамках союза. В таком случае, Москве не стоит «встревать» — лучше понаблюдать и «дожать» ситуацию, при которой Киргизия окажется «голой» настолько, что сама станет расшаркиваться и просить у ЕАЭС дополнительную помощь.
При здравом рассуждении Бишкек не рискнет хлопать дверью ЕАЭС — в противном случае он получит очень болезненный политический и социально-экономический удар и от России, и от Казахстана — ведь эти две страны считаются «мамой-папой» евразийской интеграции, а ходить с «перевернутым лицом» не привыкли ни Путин, ни Назарбаев. Ну, а ни в чем не виновных киргизских мигрантов под очень «серьезным» предлогом тут же вышлют на родину.
Это вызовет не только значительные финансовые и социальные проблемы у простых работяг, но и устроит большие проблемы киргизской власти: население республики в целом дружественно относится к России и россиянам, и «корень зла» оно будет искать во властных коридорах Бишкека. А заодно и ответ на вопрос: В Киргизии нарождается фашизм? Это еще к одному откровению Атамбаева на той же встрече с дипломатами, где он рекомендовал тем, кого не считает патриотами, покинуть страну.
Обвинения Исакова не оставил без ответа его казахстан коллега Бакытжан Сагинтаев — он назвал их «некорректными» и вообще не входящими в повестку дня заседания. Кроме того, он призвал правительство Киргизии подтвердить и выполнить обязательства, взятые Бишкеком в рамках ЕАЭС. Глава правительства, в контексте выполнений обязательств Киргизии, перечислил пять направлений — особый акцент был сделан на недопущении проникновения контрабанды, наркотиков, оружия, боеприпасов и т. д. через границу. Он подчеркнул, что Астана защищает не только свои национальные интересы, но и экономическую безопасность на пространстве ЕАЭС.
В общем, перепалка между противными сторонами на больную тему (остальных, не менее нездоровых вопросов в двусторонних отношениях, они не касались), состоялась. Но публичный «отклик» Медведева на происходящее был не говорящим ровно ничего. «Противоречия возникают периодически… Для этого, в том числе, форматы типа Совета глав правительств СНГ или Совета глав правительств ЕАЭС и существуют. Хорошо, что есть возможность как минимум обменяться соображениями и, наверное, претензиями, чтобы наметить какие-то способы разрешения противоречий», — цитирует Медведева сайт правительства РФ.
Отметим, что в узбекской столице было подписано несколько документов, в том числе, соглашение о борьбе с терроризмом, другими насильственными проявлениями экстремизма и их финансированием, а также о выделении ассигнований на создание и развитие объединенной системы ПВО в 2018 году.
Понятно, что между СНГ и ЕАЭС есть разница, и разговоров о выходе Киргизии из Содружества слышно пока не было. Интересно, однако, что происходило в кулуарах заседания, и пытался ли Медведев наставить Астану и Бишкек на «правильный» путь. Не исключено, что кое-что сказано было — обеим сторонам, для острастки, но в разной тональности, имея в виду, что с «ханством» Назарбаева надо считаться особо. Оно и понятно: все же Киргизия в ЕАЭС — это «витринно-количественная заставка» (чем больше членов союза, тем легче контролировать вопросы безопасности, «ориентации» и номенклатуры внешней торговли), а Казахстан — это «локомотив» и глобальный игрок Евразийского союза и региона в целом.
В общем, Атамбаев блефует — стратег из него получился неважный, а последствия вынужден будет расхлебывать Жээнбеков. Почему вынужден? Во-первых, население Киргизии очень опасается ухудшения отношений с Казахстаном, Россией и ЕАЭС в целом, поскольку оно имеет легальное право на работу в ареале союза. Во-вторых, киргизский бизнес замер: граница с Казахстаном закрыта. Далее. Киргизия не должна «злить» Россию — последняя вкладывает 100 миллиардов рублей в газификацию республики и не только в нее.
Кроме того, в государствах ЕАЭС все же удалось добиться увеличения товарооборота, снижения инфляции и улучшения других показателей. О подбрасывании денег Киргизии уже было упомянуто. «Чего же боле?» — сказал бы классик.