Posted 30 августа 2017, 10:45
Published 30 августа 2017, 10:45
Modified 30 марта, 22:18
Updated 30 марта, 22:18
В Минске 29 августа стало известно о предъявлении обвинений авторам нескольких российских информационных ресурсов за «разжигание национальной розни», а некоторым из них «довесили» еще и «незаконное предпринимательство».
Официальный представитель Следственного комитета Белоруссии Юлия Гончарова сообщила: «На днях предъявлено обвинение тем фигурантам, которые в настоящее время заключены под стражу, это Алимкин, Павловец и Шиптенко… У данного уголовного дела есть и еще один фигурант — это Юрий Баранчик. В его отношении заочно применена мера пресечения в виде заключения под стражу, он объявлен в международный розыск. Мы знаем, что он находится на территории России».
Эта история началась в начале декабря 2016 года, в момент, когда политические отношения между Минском и Москвой достигли точки замерзания. Тогда белорусскими спецслужбами были арестованы доцент БГУ информатики и радиоэлектроники Юрий Павловец, брестский охранник Дмитрий Алимкин и главный редактор журнала «Новая экономика» Сергей Шиптенко. Под арестом все они находятся до сих пор. По статье «Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, совершенное группой лиц» им грозит от 5 до 12 лет лишения свободы.
Основанием для возбуждения уголовных дел послужили поступившие из Министерства информации Республики Беларусь обращения о проведенных экспертизах в отношении статей Николая Радова, Павла Юринцева и Аллы Бронь, опубликованных на информационных ресурсах «Регнум», «Лента.ру», ЕАdaily. Вскоре выяснилось, что под псевдонимом Алла Бронь писал житель Бреста Димитрий Алимкин, под псевдонимами Павел Юринцев и Николай Радов — Юрий Павловец. Все они получали гонорары в Москве.
Судя по содержанию статей всех авторов, они по своим политическим взглядам были «западнорусистами», отвергавшими «существование» Республики Беларусь. По их мнению, это только «западная провинция» России. Также они отвергали и существование самостоятельной белорусской истории, культуры и белорусского языка.
По мнению Алимкина, Павловца и Шиптенко, нынешнее белорусское руководство враждебно относится к России, идет на поводу у Запада, насаждает в республике католицизм и белорусский национализм и тому подобное. В высказываниях авторы действительно не стеснялись.
Уже в июне нынешнего года на Павловца и Шиптенко завели новое уголовное дело за незаконную предпринимательскую деятельность. Тогда многие в Белоруссии предположили, что дело следователи хотят переквалифицировать, чтобы обвиняемые в итоге отделались условными сроками. Но в итоге оказалось, что его наоборот «утяжелили».
В марте в Москве по запросу белорусских следователей полицейские задержали шеф-редактора «Регнума», белорусского гражданина Юрия Баранчика, проходящего по тому же делу. Он ранее работал в Минске, но некоторое время назад перебрался в столицу РФ. Однако экстрадиции не получилось — московский суд освободил его из-под ареста. После этого Баранчик подал прошение о политическом убежище в России.
«В этом деле я не вижу никакой русофобии со стороны белорусских властей. Власть действует согласно своей логике, которую применяет уже более 20 лет и которая, стоит признать, работает. Суть этой логики — устранять тех, кто несет реальную и потенциальную опасность политической устойчивости, — сказал в комментарии „Росбалту“ эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. — Стоит отметить, что пророссийские силы всегда были на контроле у власти. О чем свидетельствует наличие в стране сразу нескольких действующих параллельно пророссийских организаций. То есть принцип „разделяй и властвуй“ применялся не только к оппозиции или организациям типа Союза поляков. И даже некоторое усиление любого из пророссийских акторов провоцирует власть на репрессивные действия».
По словам Евмененко, про то, что пророссийские силы в Белоруссии в последние годы активизировались, писали многие аналитики и независимые СМИ. Понятное дело, что это видят и белорусские силовые стуктуры.
«Если в случае оппозиции или того же Союза поляков репрессивные действия зачастую заканчиваются тем, что активистов выпускают под давлением общественности и западных партнеров, то в случае с пророссийскими авторами, думаю, будут реальные сроки, и в назидание другим им придется отсидеть. Россия в данной ситуации вряд ли заступится, так как и там понимают, за что будут сидеть эти люди», — считает эксперт.
«То, что следствие дополнительно предъявило новую статью — незаконную предпринимательскую деятельность — авторам „Регнума“, именно Шиптенко и Павловцу, по сути говорит о том, что первое обвинение против них провалилось (разжигание национальной и прочей розни) и выглядит неубедительно. Поэтому следствие страхуется, — заявила „Росбалту“ лидер гражданской кампании „Наш Дом“ Ольга Карач. — Но предъявление незаконной предпринимательской деятельности за написание статей — это очень тревожный звоночек для всех независимых журналистов Беларуси, особенно тех, кто работает рерайтером, блогером или фрилансером. Потому что такое обвинение открывает массу возможностей для преследования независимой прессы. Не можешь привлечь за экстремизм — привлекай за незаконную предпринимательскую деятельность. Я думаю, что такого рода „наезд“ подкосит вообще в целом независимую журналистику».
По мнению Ольги Карач, вся эта ситуация выглядит как чья-то месть. Возможно, какого-то чиновника за какую-то статью. Потому что незаконная предпринимательская деятельность предусматривает в определенных случаях конфискацию имущества. «Угрозы конфискации имущества окончательно выдавят из профессии массу прекрасных публицистов, блогеров и журналистов», — считает лидер «Нашего Дома».
Важный момент. Абсолютно все коллеги-журналисты и руководители журналистских объединений Белоруссии, к которым корреспондент «Росбалта» обратился за комментариями, вежливо отказались их давать. Причина очевидна — крайняя двусмысленность ситуации с пророссийскими публицистами. С одной стороны, когда их в декабре арестовали, очень многие в Белоруссии радовались — среди местной национально-ориентированной интеллигенции ресурсы типа «Регнума» или RT считаются воплощением «вселенского зла». С другой стороны, белорусские независимые журналисты сами слишком много критиковали родное государство за то, что оно отвечает на слова насилием. Не случайно же Белоруссия считается одной из самых опасных для журналистов стран мира. Автор этих строк за годы работы только в «Белорусской деловой газете» похоронил пятерых коллег из этого издания. Из них четверо были убиты.
Конечно, Алимкин, Павловец и Шиптенко вряд ли могут считаться журналистами — скорее, они были пропагандистами, писавшими тексты строго определенной направленности. Тем не менее, здесь нарушается важный принцип, говорящий, что действиями можно отвечать на действие, а на слова — только словами. Конечно, сегодня от этого принципа далеки многие страны — даже в самых демократичных можно попасть в тюрьму просто за мнение. Например, за отрицание Холокоста или геноцида армян, за обсуждение «преимуществ нацизма» и т. д.
Однако в Белоруссии — своя реальность. Например, в стране с начала года почти непрерывно идут суды над журналистами-фрилансерами, сотрудничающими с западными СМИ. Их судят за работу без аккредитации. Но получить эту самую аккредитацию в МИДе очень сложно — то есть государство само выдавливает журналистов за пределы правового поля.
В результате теперь независимые журналисты в Белоруссии, в большинстве своем побывавшие в репрессивных жерновах государственной машины, оказались в противоречивом положении. С одной стороны, большинство из них глубоко презирает арестованных авторов, с другой — очень сложно поддержать их арест и выдвинутые обвинения, грозящие немалыми тюремными сроками.
О предъявлении обвинений Алимкину, Павловцу и Шиптенко было объявлено в тот самый день, когда в Минске проходила большая пресс-конференция, посвященная предстоящим в сентябре российско-белорусским учениям «Запад-2017». И это в очередной раз показало: Минск старательно сохраняет «баланс дружелюбности» в отношениях с Москвой.