Posted 25 мая 2017, 05:15

Published 25 мая 2017, 05:15

Modified 30 марта, 23:12

Updated 30 марта, 23:12

Оппоненты Лукашенко останутся без долларов

25 мая 2017, 05:15
США решили сократить «финансирование демократии» в Белоруссии. Если этому примеру последует Европа, то оппозиции в этой республике вообще не будет.

В бюджете Госдепартамента США на 2017 год, утверждавшемся еще при Обаме, на поддержку «демократического и справедливого управления в Беларуси» выделено $9 млн. Это больше, чем в 2016-м ($8,3 млн). Также еще $0,5 млн направляется на подготовку независимых журналистов в республике. Правда, в 2016 году, помимо указанных цифр, один только Национальный фонд поддержки демократии (NED) получил от Госдепа грант в объеме $2 млн на «развитие гражданского общества и поддержку свободных и независимых СМИ в Беларуси».

Новость о прекращении финансирования Госдепом белорусские госСМИ растиражировали с открытым ехидством — мол, теперь «пятая колонна» (то есть демократическая оппозиция) вообще друг другу глотки перегрызет из-за оставшихся крох западного финансирования. На самом деле это, конечно, не так. Американские деньги всегда составляли довольно небольшую долю в тех средствах, которые поступали белорусской оппозиции из-за рубежа. Европейские соседи дают намного больше — и из своих государственных бюджетов, и из частных фондов, многие из которых связаны с белорусской диаспорой за рубежом.

Логика в этом есть — именно европейцам, а не американцам, приходится жить рядом с «последней диктатурой Европы». Однако в последние годы и европейское финансирование быстро сокращается: оппозиция последние полтора десятилетия только и демонстрировала, что политическую импотенцию, инфантилизм и неспособность объединиться. Сегодня выбор у белорусских демократов невелик: или полностью переформатироваться, или вообще уйти из политики.

Объемы финансирования, поступавшего из Европы, невозможно оценить даже приблизительно. Оно шло от разных стран, партий и фондов, множеством различных путей, на самые разные цели: от чисто социальных и экологических, до правозащитных и политических, официально и неофициально. Зато известна доля Белоруссии в бюджете USAID: в 2011 году она составила $13 864 000, а в 2012 и 2013 гг. — по $11 млн соответственно. Более чем 3/4 этой помощи поступало на «укрепление демократических политических партий, гражданского общества и независимых СМИ».

Однако после 2001 года белорусская оппозиция, по сути, уже не вела системной работы, оказавшись в настоящем «общественном гетто». Влияние оппозиции на общество сократилось до абсолютного минимума. Заявлять о себе на политическом поле у оппозиционных политиков получалось только в ходе президентских кампаний — в 2001, 2006 и 2010 годах. Но все эти всплески активности заканчивались одинаково — силовым подавлением протестов, массовыми арестами и тюремными сроками, новыми волнами эмиграции. Политические заключенные и безголосый парламент — главные атрибуты белорусского режима с 2001 по 2015 годы.

В этот же период проявилась сильная коррупция среди лидеров оппозиционных структур. Часто выделенные спонсорами деньги банально разворовывались, за рубеж направлялись фальшивые отчеты, а лидеры оппозиции и их приближенные покупали себе новые квартиры и машины. Таких историй в оппозиционной среде — не счесть, про технологии «освоения грантов и монетизации борьбы с режимом» можно написать отдельную книгу.

В итоге западным спонсорам все это надоело — и поток финансирования начал быстро иссякать. Одновременно поумнела и белорусская власть — и начала просто выбивать у своих оппонентов почву из-под ног. Летом 2015-го были освобождены сразу все политические заключенные, а два месяца спустя очередное переизбрание Лукашенко президентом впервые прошло без насилия на улицах Минска и без арестов оппозиционеров. После этого началась быстрая нормализация отношений между официальным Минском и Западом.

В 2015-м Международный республиканский институт (IRI) и Национальный демократический институт (NDI), спонсируемые правительством США, изменили политику финансирования белорусской оппозиции ввиду ее неэффективности. Европейцы поступили аналогично. Вместо «старых» антисистемных структур они сделали ставку на оппозиционеров, позиционирующих себя как конструктивных игроков.

Свою роль сыграли и события в Украине. Европейцы начали поддерживать Александра Лукашенко, стараясь уравновесить российское влияние в Белоруссии и опасаясь прихода к власти в Минске откровенно пророссийских сил. Одним из знаков европейской поддержки стала отмена санкций ЕС, которую часть белорусской оппозиции восприняла как откровенную сдачу ее интересов Западом.

В 2016 году на очередных парламентских выборах ЦИК впервые за 20 лет пропустил в парламент двух оппозиционных депутатов — представителя правоцентристской Объединенной гражданской партии Анну Канопацкую и одного из лидеров конструктивных националистов Алёну Анисим.

«Белорусская оппозиция на протяжении многих лет стоит на принципиальных позициях, направляя все свои силы и риторику на критику власти. Власть же демонстрирует силу в отношении своих политических оппонентов, преследуя их и наказывая по надуманным причинам, — заявила „Росбалту“ Алёна Анисим, депутат белорусского парламента, одна из тех самых двух представителей оппозиции. — Допустив пару оппозиционно настроенных и независимых кандидатов в Палату представителей, власть продемонстрировала некоторую готовность к общественному диалогу. Это вызвало определенные надежды у значительной части общества, так как люди ждут перемен — как в структуре власти, так и в общей социально-экономической и политической сфере. К сожалению, ожидания не совсем оправдываются, и прежде всего потому, что отдельные министры (особенно в силовых структурах) не готовы к открытому искреннему разговору и конкретным действиям».

Подпишитесь