Posted 4 мая 2017, 15:57

Published 4 мая 2017, 15:57

Modified 30 марта, 23:23

Updated 30 марта, 23:23

Зачем России Афганистан

4 мая 2017, 15:57
Интересы Москвы и Вашингтона соприкоснулись еще в одной точке мира, при этом эксперты расходятся в прогнозах, может ли это вызвать открытый конфликт.

Теракт в Кабуле, где смертник недалеко от посольства США атаковал колонну НАТО, в результате чего погибло не менее 8 человек и было ранено 25, а также «весеннее наступление», анонсированное руководством движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ), напомнили о том, что эта страна, где война не прекращается уже несколько десятилетий, может, наряду с Сирией, стать одной из самых горячих точек в мире, а также местом нового противостояния США и России.

Не так давно представитель президента РФ по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов заявил, что Москва может предоставить площадку для переговоров между действующим правительством Афганистана и представителями «Талибана», а министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сказал, что Россия готова использовать любые форматы для урегулирования в этой стране.

Представитель талибов Забихулла Муджахида раскритиковал эти предложения Москвы. Он также заявил, что межафганским переговорам должен предшествовать вывод американского контингента из его страны. Тем не менее, переговоры по афганскому урегулированию в Москве, правда, без представителей «Талибана» и США, все-таки состоялись.

14 апреля в российской столице на совещании по Афганистану собрались представители Афганистана, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Пакистана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана на уровне заместителей министров иностранных дел. Причем участники встречи официально обратились к движению «Талибан» с призывом «отказаться от линии на силовое решение внутриафганского конфликта в пользу налаживания прямого диалога с правительством Исламской республики Афганистан по вопросу национального примирения».

Заметим, что незадолго до этого американцы обвинили Россию в поставках оружия «Талибану», а в день начала переговоров в Москве вооруженные силы США нанесли по позициям запрещенного в РФ «Исламского государства» в Афганистане удар своей «матерью всех бомб», достаточно четко обозначив таким образом свою позицию по афганскому урегулированию.

С учетом всех этих фактов обозреватель «Росбалта» попросил экспертов высказать свое мнение о том, насколько вероятно превращение Афганистана в «новую Сирию» — место очередного противостояния Москвы и Вашингтона. Мнения экспертов на этот счет разошлись.

«В определенной степени Афганистан уже превратился в новую зону противостояния между Россией и Соединенными Штатами», — сказал «Росбалту» военный обозреватель Павел Фельгенгауэр. Он отметил, что РФ признала сам факт ведения переговоров с «Талибаном» хотя и отрицает обвинения американцев, заявлявших, что Москва продает талибам оружие.

В то же время эксперт полагает маловероятным превращение Афганистана во «вторую Сирию», потому что там совсем другая геополитическая ситуация и «эта страна по большому счету никому не нужна, в отличие от Сирии, которая стратегически гораздо более важна, поскольку там пересекаются интересы различных сил».

По мнению Фельгенгауэра, «Россию Афганистан интересует только в том смысле, чтобы оттуда не было экспорта нестабильности и радикального ислама в бывшую советскую Среднюю Азию». Американцы, считает военный эксперт, также «если захотят, оттуда уйдут».

Между тем Фельгенгауэр сослался на мнение представителя президента РФ по Афганистану Замира Кабулова, высказанное им в интервью «Известиям», где тот говорит, что нынешний президент Афганистана «пока от американцев не устал и очень любит США». По словам аналитика, из этого интервью следует, что никакого сотрудничества с американцами у России в Афганистане нет, «а единственный наш друг там — это талибы, потому что они настроены антиамерикански».

По данным Фельгенгауэра, практически все «российские эксперты сейчас уверены, что «Талибан» победит и с ним надо договариваться уже сейчас, как с будущими правителями Афганистана, «хорошими ребятами», настроенными против США».

Несмотря на противоречия в подходах к афганскому урегулированию, до прямого столкновения России и США в Афганистане дело вряд ли дойдет, сказал «Росбалту» директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин. «Расхождения между Россией и США в Афганистане очевидны, но уже сейчас видно, что есть попытки их преодолеть», — отметил эксперт.

В частности, по словам Шумилина, это заметно по тому, что «Россия смягчает свои оценки по талибам и по своим действиям в отношении талибов, что направленно на поиск взаимопонимания с Соединенными Штатами и Западом в целом».

Эксперт считает, что Афганистан в обозримом будущем не станет «точкой серьезных расхождений», а будет местом «трудного поиска компромисса и взаимопонимания».

У России нет сил для серьезного вмешательства в афганские дела, так что Афганистан не превратится в новую зону противостояния между РФ и Соединенными Штатами. Такое мнение высказал «Росбалту» член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

«Ни в какую новую зону противостояния между Россией и США Афганистан не превратится, потому что РФ это не нужно. И потом у нее просто нет для этого сил — на все разбрасываться нельзя», — считает эксперт.

Он также полагает маловероятным уничтожение движения «Талибан» в Афганистане. «Их такое количество, там по-моему, полстраны талибов», — говорит Малашенко. Он также выразил сомнение в том, что и США всерьез «влезут» в эту страну еще раз. «Это очень опасно, и я сомневаюсь в том, что это вызовет большую популярность в американском обществе», — отметил эксперт.

Идея опоры на талибов в общеафганском урегулировании также вызывает сомнения у Малашенко. «Во-первых, талибы бывают разные. В Афганистане их пять или шесть группировок. Во-вторых, американцы тоже уже давно не считают талибов врагами и проводят там (их) «селекцию», — сказал эксперт.

По мнению Малашенко, для действующего правительства Афганистана возможность удержать власть будет зависеть во многом от него самого, в том числе, и от того, «сумеет ли оно достичь компромисса с некоторыми группами талибов».

Александр Желенин

Подпишитесь