Posted 14 апреля 2017, 19:00
Published 14 апреля 2017, 19:00
Modified 30 марта, 23:35
Updated 30 марта, 23:35
Неужели «Русская весна»?! Такой вопрос готов был сорваться у многих в минувший понедельник. Головы в напряжении повернулись в сторону Одессы. Следили за событиями, затаив дыхание, и ждали, чем все закончится. Сообщение о переходе полиции на сторону митингующих, распевающих «Катюшу» и скандирующих «Донбасс, мы с тобой!», хорошенько подлило масла в огонь. А на самом деле?
10 апреля на Аллее Славы возник конфликт между активистами Куликова поля, пришедшими возложить цветы к памятнику Неизвестному матросу в честь Дня освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков, и националистами. Собственно, конфликт был жестко погашен полицейскими в зародыше. Участникам же то ли прессой, то ли общественностью были сразу приклеены говорящие бирки: «сепаратисты» — участники и организаторы митинга с одной стороны, и «патриоты» — представители украинских националистических партий, пытавшиеся его сорвать, с другой.
Увы для многих, но говорить о какой-то особенной поддержке «сепаратистов» полицией вряд ли правильно. Уместней сказать всего лишь об адекватной и профессиональной, в данном конкретном случае, работе правоохранительных органов, напуганных перспективой развития массовых беспорядков в канун трагических событий в Доме профсоюзов.
В общем, покричали, попели песен, поплевали друг на друга. Агрессивные действия останавливали дважды. Сначала в автозаки в «сопровождении» дубинок были отправлены 5 «патриотов», потом еще 15. Одного и от «сепаратистов» прихватили. Инкриминировали им хулиганские действия. Потом пару дней помусолили произошедшее в сетях. На этом вся «весна» и закончилась.
«Нет, это не Русская весна. Это просто Одесса. Русская весна как народное антифашистское движение, в отличие от Донецка и Луганска, в Одессе была подавлена, как и в Харькове, Запорожье, Херсоне, Николаеве и Днепропетровске, просто с большими, чем в этих городах жертвами, — делится с „Росбалтом“ своими оценками социолог из Одессы Александр Шатух. — Тем не менее, Одесса осталась Одессой, то есть городом, большинство жителей которого резко отрицательно относятся к киевскому режиму. О чем свидетельствуют как результаты выборов мэра города (после евромайданного переворота кандидаты от „бандеровских“ партий дважды разгромно проигрывали бывшему „регионалу“), так и явка на выборах всеукраинских, каковая не сильно отличается от явки в подконтрольных Киеву участках Донецкой и Луганской областей».
По мнению эксперта, майская трагедия 2014-го сейчас никак не могла бы повториться по той простой причине, что тогда в город были стянуты боевики со всей страны: «Здесь же, присутствовала кучка малолетних остолопов, и еще неизвестно кто бы кого побил, если бы не милиция».
Но продолжение у нынешнего празднования Дня освобождения все же было. На следующий день представители «патриотических организаций» потребовали от правоохранителей ответа за излишнее рвение при задержаниях. Проукраинские активисты решили высказать свое возмущение тем, что задержали их, а не якобы спровоцировавших драку антимайдановцев, а также излишне жестокими действиями полицейских. Около ста представителей «Свободы», «Автомайдана», «Уличного фронта» и «Правого сектора» (организация запрещена в РФ) собрались возле ОблУВД на протестный митинг. Собравшиеся негодовали, что полиция применяла физическую силу, требовали отставки руководства УВД, прорывались в здание, ругались.
В выступлениях представителей власти перед активистами слышны были явно оправдывающиеся нотки за качественное исполнение своих служебных обязанностей. Было отмечено, что за антимайдановцев «заступалась» киевская полиция, подтянутая в Одессу для усиления. Именно они-то и «перегнули палку». «Патриотам» пообещали, что порядок 2 и 9 мая в Одессе будут охранять исключительно местные правоохранители.
Вообще-то случаи, когда чиновникам или стражам порядка приходится оправдываться перед экстремистски настроенными «общественниками», участились. Как только закон пытаются применить в отношении националистов, в действиях властей видят «сепаратизм», «руку Москвы» и указания самого Путина. Сигнал о безнаказанности для радикалов был подан с самого верха, когда Порошенко, не сумев переломить ситуацию, был вынужден примкнуть к организованной националистическими силами блокаде Донбасса. Этим шагом президент страны фактически констатировал: не всегда могут быть наказаны идущие против закона. А практика и статистика добавили — почти никогда.
Примером этой тенденции можно назвать действия «патриотов» в отношении российских банков на Украине. Кстати, после митинга под обладминистрацией в Одессе активисты одесской ячейки организации «Национального корпуса» вновь осадили офис «Сбербанка России» на Еврейской улице. Спустя некоторое время два филиала Сбербанка вывесили у входа, наверное, в качестве «оберега», украинские флаги. Опасения работников финучереждения понятны, но отношение большинства одесситов к такому «капитулянству» негативное. Навряд ли это поможет в борьбе с национализмом.
После неоднократных призывов из Европы украинские власти все же решились хоть как-то обезопасить российские банки. На брифинге замглавы НБУ Екатерина Рожкова попросила правоохранителей отреагировать на продолжающееся акции, так как это снижает доверие к украинской банковской системе и ставит под угрозу ее стабильность.
«Наши соотечественники — сотрудники и клиенты этих банков — находятся под угрозой непрогнозируемых действий агрессивно настроенных групп людей, а оборудование отделений этих банков ежедневно подвергается проявлениям вандализма. С целью восстановления и стабильной работы банковской системы необходимо обеспечить соответствующий уровень безопасности для надлежащего функционирования этих банков и свободного доступа клиентов к их средствам», — отметила Рожкова.
В ответ 10 апреля бойцы спецподразделения даже разблокировали в Харькове одно из отделений Сбербанка. Для этого им пришлось применить силу в отношении активистов. Но подобные решительные действия не стали системой, это всего лишь единичная акция, которой власть Порошенко пытается напомнить националистам, набирающим силу, что она еще существует.
Серьезной заявкой радикалов о «выходе на тропу войны» стало и объединение партии «Свобода», «Национального корпуса» и «Правого сектора». Для достижения политических целей три партии подписали документ об объединении под названием «Национальный манифест». «Завтра, когда власть будет принадлежать украинским националистам, мы реализуем этот манифест. Это исторический момент. Мы не просто координируемся, а объединяем свои усилия», — сказано в заявлении представителя «Свободы».
Националисты заявили, что они начинают свой крестовый поход против власти. В манифесте указано, что Украина должна направить усилия на создание Балто-Черноморского Союза, вернуть ядерный статус, разорвать дипломатические отношения с Россией, разрешить гражданам владеть огнестрельным оружием. Кроме того, заявлено о намерении культивировать в Украине традиционные ценности, усилить уголовную ответственность за коррупцию, вести эффективную борьбу с нелегальной иммиграцией, создать единую поместную церковь с центром в Киеве.
«А это серьезная сила! Несмотря на то, что официальная Европа не поддерживает националистов, у них сейчас есть большие шансы не возглавить страну, такое маловероятно, но взять под контроль слабеющего президента, диктовать ему свои условия и контролировать каждый его шаг, — комментирует ситуацию „Росбалту“ независимый социолог из Харькова Олег Пухарцев. — После этого они постепенно смогут подчинить себе законодателей и силовые структуры». Эксперт считает, что боязнь прихода к власти на Украине националистов отчасти стимулирует Запад финансировать нынешнее, хоть и вороватое, но менее строптивое руководство.
Что касается перспектив «прихода к власти» у этих сил, напомним, что на выборах в Раду в 2014 году «Свобода» получила 4,71% голосов по многомандатному округу, едва не преодолев 5-процентный барьер, у ПС было всего 1,8%. Правда, семеро представителей националистов в парламенте заседают, пройдя в него как одномандатники. Что будет на следующих выборах — кто знает. Простое суммирование старых результатов (6,5%) вряд ли что-то дает, учитывая и подключение к этому тандему третьей силы, и определенное усиление радикально-националистических настроений в обществе — где-то сильнее, где-то слабее.
«В одной части Украины наблюдается один крен, во второй — совсем другой. Украина — она разная. И если в Киеве бацилла национализма цветет и пахнет, то на землях Юга и Востока дело обстоит совсем иначе, — говорит Александр Шатух. — Тем не менее, никаких серьезных изменений ждать не приходится, потому что все ростки реально оппозиционного движения выкорчеваны и выжжены. Иными словами, общественный запрос на существование политической силы, представляющей Юг и Восток есть, но никто не даст такой силе оформиться».
По поводу «разной Украины». Например, согласно данным социологического опроса компании GfK, лишь каждый четвертый (26%) житель юго-востока Украины (а это восемь областей) хочет видеть страну в ЕС, а в НАТО только 13%, тогда как по данным другого недавнего опроса в целом по Украине желающих вступить в Североатлантический альянс было 44%, а в Евросоюз — и вовсе половина.
Правда, и в лестном для россиян опросе на «хорошем» Юго-Востоке лишь 10% респондентов считают, что во внешней политике страна должна стремиться к сближению с Россией, а 22% полагают, что с Европой. Так что знаменитое «Навеки с Россией, навеки с русским народом!» даже на этой части Украины совершенно точно прозвучит еще не скоро.
Валентин Корж