Posted 6 марта 2017, 07:15
Published 6 марта 2017, 07:15
Modified 31 марта, 00:02
Updated 31 марта, 00:02
После того как зять президента США Трампа Джерад Кушнер стал его советником, стало известно и об истории семьи новоиспеченного функционера администрации Белого дома. Его предки спаслись в аду войны, не просто пережив гитлеровскую оккупацию, а сражаясь в рядах партизан. Руководитель аналитического центра ЕCOOM и проекта «Дом первого президента Израиля Хаима Вейцмана» Сергей Мусиенко рассказал о том легендарном еврейском партизанском отряде.
— Многое известно о трагедии еврейского народа, Холокосте, миллионах, уничтоженных в гетто и концлагерях. А тут совсем другая история.
— Да, этот отряд был уникальным. Вообще нигде, кроме как в СССР, не было еврейских партизанских отрядов. В сопротивлении евреи, конечно, участвовали, но вот чтобы объединиться в отдельную боевую единицу… Но отряд Бельских выделяется и среди всех них тоже. Это был, как его называли, «семейный» отряд или «Лесной Иерусалим».
Создали его три брата Бельских, а потом и четвертый — подросток — к ним присоединился. Старший, Тувья, был избран командиром. Все же определенный военный опыт у него был — в польской армии Тувья дослужился до унтер-офицера. В начале их в отряде было всего несколько человек, а в 1944 году, когда советские войска освобождали Новогрудок — это Запад Белоруссии, из лесного лагеря вышли 1230 человек.
— Но, конечно же, всех евреев партизаны защитить не смогли.
— Фашисты в районе Новогрудка уничтожили, как считается, более 10 тысяч евреев, есть и другие оценки, где цифры больше. В самом новогрудском гетто к маю 1943 года в живых осталось 250 человек, которые, тайно прокопав тоннель высотой 70 см, где-то порядка 100 тонн земли вынесли — в карманах. После побега выжило 120 человек. Они пришли в расположение лагеря Бельских.
Был такой человек Вячеслав Сивицкий, к сожалению, его уже нет в живых. Так вот, он рассказывал, как их семья прятала у себя беглецов из гетто. Это же простые поляки и белорусы прятали — под страхом смерти, ведь все прекрасно понимали, чем это может закончиться.
Это подтверждает и его сестра Ванда Владимировна. Она рассказывает, что помощь гетто их семья оказывала скрытно все эти годы, передавая хлеб, продукты, заячий жир для раненых. Почему? А потому, говорит она, что очень дружно они жили до войны — с душой и человечно. В гетто было много знакомых, поэтому когда появились беглецы, их спрятали под стогом сена в огороде отсидеться. Даже понимая, что если их найдут немцы или полицаи, — смерть всем! Когда она мне рассказывала об этих событиях, как-то по-будничному и просто, подумал, а многие из нас смогут сейчас получить такую вот «простую» поддержку от соседей или предоставить ее другим?
И вот среди этих людей, спасшихся из новогрудского гетто, были Рая Кушнер с отцом и сестрой. До войны их большая семья составляла порядка 200 человек, а остались в живых эти трое вышедших в расположение отряда Бельского. Там Роза познакомилась с молодым человеком Йозефом Берковичем. После войны они уже в Будапеште поженились.
— То есть он взял фамилию жены?
— Да, Кушнеры — меховщики, известная фамилия в Новогрудке, у отца Розы были магазины. А в отряде он работал — шил, за что имел благодарности. Там ведь настоящий бизнес был налажен — колбасу, например, производили, чинили оружие, часы. Хотя, конечно, не это было главное.
Прошлым летом он тоже приезжал, посещал музей. Там есть такой мемориальный комплекс «Тоннель», который восстанавливается, в том числе и на его деньги, и экспозиция в Новогрудском историческом музее. На территории Новогрудского сельскохозяйственного лицея в сентябре 2015 состоялось открытие Сада справедливости и милосердия. Обсуждал он возможность строительства здесь Стены памяти, на которой будут увековечены имена всех, кто бежал через тоннель.
— Бежали, чтобы сражаться…
— Выходец из Брест-Литовска, премьер Израиля Менахем Бегин сказал, что в той войне из крови, огня, слез и пепла родился новый человек, которого не было более 18 веков — еврей-воин. Он говорил это вот о таких людях, которые взяли в руки оружие без всяких команд и приказов, начали защищать себя и других.
Я бы добавил, что при этом родился и особый дух в этих людях, которые потом понесли его дальше. Ну, известно какую роль сыграли белорусские евреи в становлении государства Израиль, теперь вот один из их потомков в Белом доме. Знаете, вот этот отряд называли «семейным», и вот я сейчас вижу, какую Трамп выстраивает модель — опираться на семью, людей проверенных и понятных, по сути, он использует ту же модель. А как по-другому реформировать сложившуюся в США систему?
Но надо понимать, что они будут действовать в интересах своего народа, а не других стран. Их задача — выживание и развитие, как и в отряде Бельских.
Беседовал Александр Кривенков