Posted 21 февраля 2017, 17:30

Published 21 февраля 2017, 17:30

Modified 31 марта, 00:09

Updated 31 марта, 00:09

Не только на Руси бизнесу жить нехорошо

21 февраля 2017, 17:30
Украина оказалась в хвосте рейтинга «свободы экономики». При этом, как ни парадоксально, многие бизнесмены здесь мечтают о «жесткой руке» власти.

За последние три года представители западных финансовых институтов и отдельные экономисты сделали немало комплиментов в адрес руководства Украины по поводу достигнутых страной успехов в развитии бизнеса и предпринимательства, ухода от «наследия» плановой советской экономики. Во всяком случае, такое впечатление складывалось.

Тем более удивительна, особенно для человека, знающего украинскую экономику исключительно «из газет», позиция Украины в мировом рейтинге экономической свободы, где она заняла 166 место из 180.

Соответствующий индекс, по которому можно «измерить свободу экономики», ежегодно рассчитывается The Heritage Foundation в сотрудничестве с The Wall Street Journal. Он оценивает уровень либерализации взаимодействия государства и бизнеса, учитывая четыре основные составляющие свободы экономической деятельности — верховенство права, ограниченное влияние правительства, регуляторная эффективность и открытость рынков.

Индекс экономической свободы — один из важнейших инвестиционных рейтингов, который всесторонне освещает экономическую ситуацию в разных уголках планеты и дает общую картинку того, с какой страной стоит иметь дело инвестору, а с какой — нет. Считается, что существует четкая зависимость между уровнем экономической свободы и благосостоянием: чем «свободнее» страна, тем она богаче.

Украина, опустившись за год в рейтинге на четыре места, опередила в нем из постсоветских стран лишь Туркмению. Кстати, что удивительно (а, может, наоборот, — не удивительно), но именно Туркменистану эксперты предсказывают наибольший рост ВВП из всех стран СНГ. Даже Россия на фоне Украины смотрится прилично (вот удивятся российские бизнесмены!), обосновавшись на 114 месте и попав в категорию «преимущественно несвободных» стран, тогда как соседка и вовсе в числе стран с «репрессивной» экономикой.

Почему же так? В отчете отмечается, что украинское правительство начало комплекс реформ для восстановления роста, но прогресс пока не очевиден.

Немного о самом рейтинге. Уровень свободы экономик стран мира рассчитывается по сумме 10 показателей, среди которых: свобода бизнеса, торговли, финансового сектора, инвестиций, труда, монетарная и фискальная свободы, гарантии прав собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции. Таким образом, теоретически, в «абсолютно свободной экономике», в итоге может получиться 100 баллов, а там, где свободы нет в принципе, соответственно — ноль.

Украина набрала 48,1 балла, при этом средний балл в регионе — 68, а в мире — 60,9. Вообще, за 23 года участия в этом «конкурсе» наибольшего значения украинский показатель достиг в 2005 году на фоне Оранжевой революции — 55,8, т. е. тогда это была хотя бы «в основном несвободная страна». Сегодня же среди европейских государств Украина имеет наихудшие показатели, что в очередной раз напоминает: она страна бедная.

Но украинцы это и так знают, зачем же им эта информация? Но дело в том, что индекс экономической свободы и его динамика также позволяют понять, какой будет страна в будущем. Если годами барахтаться на одном и том же уровне, это означает, что никаких экономических прорывов нет и не будет. Для Украины же сегодня особенно важно, какой она станет через год-два. А это уже прямая ответственность президента, правительства и каждого депутата Верховной рады. Ответственность перед избирателями и перед обществом.

Тем не менее, пробежимся по каждой из позиций рейтинга Украины.

Верховенство права (защита прав собственности, свобода от коррупции). В этой категории эксперты отмечают небольшой рост, но напоминают, что олигархи все еще оказывают существенное влияние на политику и бюджетные расходы. В этом Украина имеет чрезвычайно низкие показатели, поэтому при условии действительно серьезной борьбы с коррупцией можно существенно вырасти в рейтинге. Внедрение е-деклараций для чиновников, при достижении ответственности за нарушения налогового кодекса, не виртуальной, а административно-уголовной, когда дела в суде дойдут до приговоров, — может существенно улучшить ситуацию в стране и позволит ей подняться в рейтинге. В этом же контексте следует упомянуть слабые позиции состояния защищенности и обеспечения права собственности. Наихудшим образом обстоят дела с защитой интеллектуальной собственности и независимостью судопроизводства.

Ограниченное правительство (фискальная свобода, государственные расходы). Снижение уровня государственных расходов на несколько процентов ВПП, безусловно, отмечено, но прорывом это не назовешь (украинское правительство распределяет почти половину своего ВВП, в то время как лидеры рейтинга — лишь 17-19%). Фискальная свобода существенно ухудшилась по сравнению с прошлыми годами — это также традиционно слабое место Украины. А новшества Гройсмана с предоставлением проверяющим органам беспрецедентно широких полномочий и фантастически нереальными для уплаты размерами штрафов могут сделать страну и вовсе лидером рейтинга, но с конца.

Регуляторная эффективность (свобода бизнеса, свобода рынка труда, монетарная свобода). По этому пункту наблюдается полный провал. Многие государственные регуляторные органы находятся в состоянии реформирования. По сути, они зависли, что создает дополнительную неопределенность для бизнеса. Пенсионная реформа, главными консультантами и вдохновителями которой выступают специалисты ЕС и МВФ, грозит приподнести украинцам рекордно уродливый пенсионный кодекс, а многие категории граждан и вовсе оставить без этих страховых выплат. Правда, Порошенко, не покладая рук, бьется как лев за расширение и свободу рынков труда для своих соотечественников, но рынки эти находятся за пределами родины и принадлежат европейцам.

Открытость рынков (свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода). Свобода торговли — едва ли не единственный из 10 компонентов, который у Украины на пристойном уровне. Все же в стране экспортно ориентированная экономика, еще и с действующим соглашением об ассоциации с ЕС, поэтому хотя бы здесь проблем меньше. А вот другие компоненты — свобода инвестиций и финансовая свобода — стабильно провальные показатели. По мнению экономистов, улучшить ситуацию могут кардинальные дерегуляционные изменения — такие, как открытие рынка земли, широкое проведение аукционов по приватизации госимущества, наказание проштрафившихся чиновников и реформа судебно-исполнительной власти.

Ну, с рынком земли, пожалуй, в этом году решится. МВФ держит правительство Украины на «кредитном крючке» и дожмет его в решении этого вопроса. По прогнозам специалистов, рынок земель сельхозназначения будет открыт в этом году. Но радости для украинских предпринимателей от этого мало. В стране нет цивилизованного первичного рынка с преференциями для коренного населения, поэтому иностранный капитал, более мощный, может оставить украинцев с «носом», откусив самое сладкое. По убеждению экспертов, иностранцев можно пускать исключительно на вторичный рынок земли и недвижимости, когда первая стадия распределения в собственных нуждах уже пройдена и рынок устоялся.

А вот с приватизацией настоящая беда. В качестве показательного примера можно привести ситуацию с «Укрспиртом», предприятием которое является монополистом по производству пищевого спирта в Украине, из которого затем заводы производят водку. Этого «монстра» уже давно можно было бы с выгодой для государства приватизировать и, наладив тщательный учет произведенной и реализованной продукции, получать в бюджет солидные поступления от налогов. Но «Наличие групп влияния на госпредприятия, которые используют государственное имущество (следовательно, по их мнению, „ничейное“) для личного обогащения делает это невозможным, — считает аналитик Эрик Найман. — В результате: государство ежегодно теряет миллиарды гривен операционных потоков, а госпредприятия стабильно дешевеют (дополнительные потери миллиардов уже в капитализации)».

На примере «Укрспирта» ярко видно гниющую систему. Зерно, газ и другое сырье, услуги и материалы закупаются по завышенным ценам, выдаивая средства из бюджета и позволяя большую долю прибыли положить в собственный карман. Еще хуже, что их часть бесконтрольно уходит на производство «левого» спирта и попадает на потребительский рынок в виде контрафактной водки, с которой государство не получает ни копейки НДС и акцизов. Именно поэтому приватизация в Украине с треском проваливается который год подряд и это не повышает ее экономических показателей.

Но, пожалуй, лучше теоретиков-экспертов знают ситуацию в украинской экономике непосредственные ее участники на местах. Поэтому корреспондент «Росбалта» провел блиц-опрос пятидесяти предпринимателей промышленного города Каменское (бывший Днепродзержинск), что на Днепропетровщине, с просьбой обозначить проблемы, которые регулярно осложняют им жизнь. Ответы расположены в перечне по количеству и степени их повторяемости. Среди опрошенных есть как производители товаров и услуг, так и торговцы ими, в том числе импортеры и экспортеры.

— Высокая цена на энергоносители: газ, электроэнергию, но в первую очередь — на автомобильное топливо, что обеспечивает высокие расходы на транспортировку и производство товара.

— Низкая доступность и дороговизна кредитных средств.

— Катастрофическое снижение покупательной способности населения.

— Несовершенство налогового законодательства и неэффективность, ангажированность фискальных служб, действия которых направлены на жесткий пресс малого и среднего бизнеса, а не на его поддержку.

— Слабые позиции национальной валюты, ее привязанность и зависимость от курса доллара и евро. Этот фактор — главный провокатор инфляции, съедающий доходы.

— Предвзятость и продажность судебной системы, а также невозможность воздействия на нее. Количество «правильных» приговоров прямо пропорционально количеству денег, потраченному на услуги адвокатам и взяток судьям.

— Мздоимство госчиновников, «сидящих» на разрешительных документах.

— Слабая поддержка начинающих предпринимателей, отсутствие льгот и перспектив развития для них.

— Отсутствие мотивации вести бизнес честно и не скрывать доходы от государства.

— Законодательная нестабильность и нелогичность поведения государства в отношении бизнеса.

— Монополия на энергоресурсы и их поставку.

— Низкое качество дорог и услуг ЖКХ.

Предприниматели отмечают, что они не получают поддержки от государства и вынуждены рассчитывать исключительно на себя. Их бизнес еще теплится не благодаря усилиям властей, а скорее — вопреки им. В ходу худшие «национальные традиции» резать корову, дающую молоко, и курицу, несущую яйца.

«Во времена Януковича я с компаньонами занимался поставками металлургической химии в Беларусь. Как экспортеры мы обязаны были перечислить НДС еще до пересечения товаром границы, а вот возместить его всегда было проблемой, нужно было либо идти официальным путем, что долго и муторно, либо искать схемы встречного зачета с импортерами, — рассказывает 44-летний бизнесмен Александр. — Однажды мы попробовали сделать все по закону и потребовать назад свои деньги у государства. Что тут было! Еле выжили, думали, придется закрыться. Нас нещадно трясли все фискальные органы, арестовали на два месяца склад, вывезли всю документацию по бухгалтерии. Когда мы завыли совсем — было предложено занести определенную сумму определенным людям и навсегда забыть думать о возмещении НДС. Думаете сейчас что-то изменилось? Это табу. Черная дыра».

«Лет пять-шесть назад доля электроэнергии в себестоимости продукции составляла самую малую часть. Теперь же она сравнялась со стоимостью леса-кругляка, самой дорогой составляющей при подсчете себестоимости, а скоро электричество и вовсе станет главным ингредиентом в блюде. Европоддоны, которые я произвожу будут стоить дороже чем в Европе в три раза!» — говорит предприниматель Николай, владеющий предприятием по переработке древесины и производству пеллет из отходов, где, конечно же, очень много электродвигателей.

«Мне часто заказывают песок для строительства. В основном жители сел, — рассказывает владелец небольшого самосвала Станислав. Пять тонн я покупаю в речпорту вместе с погрузкой за 350 гривен. Чтобы доставить его за 30 км мне нужно заправиться бензином еще на столько же. Плюс покрыть амортизационные затраты и заработать. Вот вам на выходе 1000 гривен, как минимум. А если пробью колесо на наших ухабах, не дай бог — вообще уйду в минус. Заказчики спрашивают, откуда такие цены? Весной, когда на дорогах после зимы оголяются все дыры, дешевле вообще никуда не выезжать».

К Елене проверяющие пришли уже через неделю после открытия мини-магазина с кафетерием. «Я даже не представляла, что мне, грамотному человеку, можно предъявить столько нарушений. Некоторые за жизнь столько не нагрешат, сколько мне предъявили. А сколько попросили, чтобы закрыть глаза, я уж промолчу. Что теперь делать — ума не приложу. Я ведь кредит под залог квартиры взяла. Теперь и работать дальше нельзя, и на взятку денег брать негде», — делится она своими бедами.

В общем, «что-то надо делать»: и героям наших мини-интервью, и вообще всем, занимающимся бизнесом. Причиной такого скверного положения дел большинство бизнесменов считают слабость власти, не способной и не желающей навести порядок в украинской экономике. Многие из опрошенных полагают, что «жесткая рука» была бы сейчас для Украины весьма кстати, и даже публичные телесные наказания (!) чиновников уже не воспринимались бы ими как варварский обычай.

Валентин Корж














Подпишитесь