Posted 7 февраля 2017, 17:25
Published 7 февраля 2017, 17:25
Modified 31 марта, 00:18
Updated 31 марта, 00:18
Прямо сегодня, 7 февраля, на территории России, но в «окрестностях» Белоруссии начинает действовать режим пограничной зоны. Как было сказано в официальных сообщениях, устанавливается он для того, чтобы бороться с нелегальной миграцией. Многие заметили, что эта мера, имеющая своей целью «создание необходимых условий охраны государственных границ России», стала ответом на введение белорусским президентом безвизового порядка въезда на территорию республики граждан 80 иностранных государств, включая весь ЕС и США.
В установлении погранзоны рядом с другой частью Союзного государства кое-кто поспешил «с удовольствием» увидеть даже признак его распада и уж точно — создание полноценной границы — со столбиками, вышками и собаками.
«Процесс пошел. (…) Возможно, через какое-то время мы увидим, поскольку Минск будет вынужден делать симметричные шаги, процесс выстраивания нормальной межгосударственной границы. И, соответственно, в определенной степени процесс демонтажа вот этого Cоюзного государства, — заявил „Радыё Свабода“ политолог Александр Класковский. — Когда Александр Лукашенко с тогдашним премьером России Виктором Черномырдиным выкопали столб. Сейчас, возможно, пойдет обратный процесс, и мы увидим полосатые столбы на российско-белорусской границе».
Так совпало по времени, что российская инициатива появилась буквально накануне большой пресс-конференции президента Белоруссии Александра Лукашенко, прошедшей 3 февраля. Белорусский лидер в выражениях стесняться не стал, заявив, что директор ФСБ РФ «одним росчерком пера поставил крест» на всех достигнутых договоренностях. «Встает вопрос — это что, Россия начала проводить демаркацию границы? (…) Это может вылиться в серьезный конфликт», — отметил Лукашенко.
Но, погрозив кулаком, президент тут же поспешил успокоить россиян, которые «могут быть уверены, что они как приезжали в Беларусь, так и будут приезжать». «Они наши братья, как ездили сюда, так и будут ездить», — сказал он. Кроме того, белорусский лидер опроверг «планы» о предстоящем выходе Белоруссии из Союзного государства. «Что касается заявлений о ЕврАзЭс (ЕАЭС — прим.авт.) и Союзного государства — полный вымысел», — сказал, в частности, Лукашенко.
Однако белорусский президент по Союзу с Россией все же прошелся критически, отметив, что на заседаниях его руководящих органов «вопросы не решаются, а мы заседаем». К списку претензий от Лукашенко мы еще вернемся, однако, чтобы закончить с проблемой погранзоны, приведем мнения по этому поводу ряда официальных лиц и экспертов.
Например, госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота считает, что приказ директора ФСБ Александра Бортникова абсолютно ничего не меняет в плане поездок друг к другу белорусов и россиян. «Для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, следующих автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, ничего не изменится», — отметил он.
Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько в ходе видеомоста Москва-Минск обратил внимание на то, что введение Белоруссией пятидневного безвизового режима для граждан 80 государств несет в себе угрозу национальной безопасности Российской Федерации, включая и возможные террористические акты. По его мнению, усиление контроля за перемещением через белорусско-российскую границу связано исключительно с необходимостью контроля за перемещением по территории России.
«Если не будет людей, которые контролируют перемещение через белорусско-российскую границу, то выявить тех, кто, въехав в Белоруссию на условиях пятидневного безвизового режима, на самом деле решил эти 5 дней погулять по России, будет просто невозможно. Это серьезный вызов для нас», — отметил он.
В свою очередь белорусский эксперт по вопросам национальной безопасности Александр Тищенко в беседе с корреспондентом «Росбалта» отметил, что очень многие на самом деле просто «не знают, сколько делается Белоруссией для осуществления пограничной безопасности». Он напомнил, что прибывающие в Белоруссию через национальный аэропорт «Минск» иностранные граждане будут проверяться не только по белорусским, но и по российским информационным базам.
«Львиную долю наших баз составляют базы Российской Федерации. И нежелательным лицам мы дадим заслон уже у себя в Минске. Так что риск проникновения кого-то проблемного минимален», — отметил Тищенко.
Комментируя предложение Богдана Безпалько допустить российских пограничников в аэропорт Минска, Александр Тищенко заявил буквально следующее: «Владивосток — свободный порт, куда определенные граждане на определенный период могут попасть без виз. Что, белорусских пограничников туда тоже отправлять? А малое приграничное движение России с Финляндией — как нам на него реагировать?»
Для подтверждения слов о надежности охраны белорусского участка внешней границы Союзного государства Александр Тищенко сказал, что только за последнее время порядка 20 тысяч человек было привлечено к административной ответственности за нарушение правил въезда и пребывания в республике.
И уже на этой неделе в ФСБ РФ заявили, что никак препятствий для пересечения российско-белорусской границы для граждан двух стран не будет, так что тему пока можно закрыть, перейдя к тому, какие еще болевые точки Александр Лукашенко увидел в отношениях двух стран.
Ну, во-первых, это ситуация с поставками энергоносителей. «Зачем хвататься за живое, зачем нас брать за горло. Понятно, что без российской нефти мы обойдемся. Нам очень трудно будет. (…) Мы не смогли договориться по газу, а они сократили по нефти. Мы обратились в суд, судебное разбирательство будет», — сказал он.
Впрочем, может, без суда как-нибудь и обойдется: пресс-служба Кремля уже сообщила, что энергетические вопросы будут обсуждаться на скорой встрече лидеров двух стран. А вот «инициатива» Лукашенко о заведении уголовного дела в отношении главы Россельхознадзора Сергея Данкверта вряд ли встретит понимание, хотя на пресс-конференции Александр Григорьевич и пояснил, что российский чиновник заслуживает этого за препятствование поставкам на рынок РФ белорусского продовольствия.
Вернулся Александр Лукашенко к забытому вроде бы вопросу о размещении в Белоруссии базы ВКС России, объяснив, почему эта идея так и не была реализована. «Говорят, военная база… Да бросьте, кому нужны эти 10 самолетов, которые Россия хотела посадить в Бобруйске?» — отметил белорусский лидер. По его словам, лучше бы РФ поставила белорусам 20 истребителей, на которых те бы и защищали общее небо. «У нас отличные пилоты, у нас отличная школа, вы знаете, что мы не хуже воюем на военных самолетах», — заявил Лукашенко. Однако нужно так понимать, что и тут стороны не нашли взаимопонимания.
В общем, можно сказать, Александр Лукашенко в преддверии ожидаемой встречи с российским коллегой Владимиром Путиным, приуроченной к заседанию Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии, кое-что «проанонсировал» из наболевшего, при этом вновь не забыв упомянуть о дружеских отношениях между двумя лидерами. «Мы действительно дружны, хоть мы и ссоримся больше, чем любой другой президент с президентом», — сказал глава Белоруссии.
Очередной повод для «дружеской ссоры», как уже говорилось, может появиться уже в ближайшие дни — ранее сообщалось о встрече лидеров двух стран в первой половине февраля. Однако буквально сегодня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал журналистам, что точной даты пока нет. «Нет, до сих пор не удалось согласовать эти сроки с учетом графиков глав государств, поэтому пока точных сроков нет», — отметил он. А, может, сейчас в Кремле корректируют повестку переговоров, не ограничиваясь лишь энергетическими вопросами, учитывая, что Александр Лукашенко сказал «немного лишнего»?
Герман Напольский