Posted 30 ноября 2016, 17:30
Published 30 ноября 2016, 17:30
Modified 31 марта, 01:02
Updated 31 марта, 01:02
По прогнозам мэра Риги Нила Ушакова в 2017 году грузооборот порта латвийской столицы может сократиться на 10%, главным образом за счет угля и нефтепродуктов. Как он сообщил в интервью LTV1 Rīta Panorāma, в текущем году объем переваленных грузов уже упал на 10,5%. Тенденция может сохраниться и в следующем году. Причиной Ушаков называет «внешние факторы», которые в связи с этим очень трудно прогнозировать. А потому самоуправление Риги планирует свой бюджет на 2017 год с учетом этих неблагоприятных тенденций.
Действительно, если в прошлом году через Прибалтику переваливалось порядка 9 млн тонн упоминавшихся Ушаковым нефтепродуктов, то в этом году — 5 млн тонн. Об этом сообщил на встрече с российским президентом, состоявшейся в сентябре, глава «Транснефти» Николай Токарев. К 2018 году он пообещал довести этот грузопоток вообще до нуля.
Если говорить о всех прибалтийских странах, давно уже имеющих славу «перевалочных», то за семь месяцев нынешнего года ими переработано чуть более 85 млн тонн грузов, что на 5,1% меньше, чем в прошлом году. При этом свои показатели увеличили только литовские порты, а Клайпеда даже вырвалось на первое место с 23,15 млн тонн, оставив на втором Рижский порт, «переваливший» 21,23 млн тонн.
Как известно, доля транзитных грузоперевозок в ВВП стран Балтии достигает 15%, а вместе со смежными отраслями — даже 20%, а по некоторым оценкам и вовсе до 30% ВВП. К примеру, в той же Латвии транзит составляет около 90% общего объема грузов, обработанных в портах. Понятно, что падение на добрый десяток процентов — это существенно. А потому вполне понятно желание страны-транзитера найти России если не замену, то хотя бы «компенсацию». Правда, на морских дорогах это сделать, видимо, непросто, а потому Латвия решила попробовать стать «великой железнодорожной державой».
В материале «Русской службы Би-Би-Си» также делается предположение, что к большим переменам балтийских «транзитчиков» толкает, в первую очередь, переменчивая российская политика. Издание напоминает, что сначала россияне отказались от перевалки нефти через Вентспилс, потом начали уводить нефтепродукты из всех портов стран Балтии, а теперь угрожают забрать все грузы в отечественные порты — причем не только российские, но и белорусские товары.
«Если ничего не предпринимать, Латвию может накрыть локальный кризис: около 9% ВВП страны составляет транспорт (напомним, что другие источники называют даже большие цифры — прим. автора), при этом почти 70% транзита имеют российское происхождение. Если все это действительно уйдет, то останется единственная альтернатива — китайские грузы. Это признают представители почти всех партий и министерств», — утверждает издание.
Собственно, «попытка» была сделана почти месяц тому назад, когда во время проходившего в Риге форума 16 + 1 — с участием стран Центральной и Восточной Европы и КНР — в столицу Латвии прибыл «пилотный» контейнерный поезд из китайского города Иу. Без преувеличения, это события стало, пожалуй, «изюминкой».
«Исторически это первый такой поезд, который приходит из Иу в Ригу с конкретным грузом. Поезд показал невероятный результат, мы планировали, что он будет идти 14 дней, а фактически оказалось 12 дней. Это очень хороший результат, учитывая, что это первый раз и было множество таможенных процедур, — сказал на церемонии встречи на Рижском центральном вокзале министр сообщений Латвии Улдис Аугулис. — Если есть первый, значит, должен быть и второй. Надеемся, что так и будет. С китайской стороны уже есть заказы контейнеров. Вообще же нам надо работать на те грузы, которые могут идти обратно: дерево, продукты и так далее».
Председатель правления Latvijas Dzelzceļš (Латвийских железных дорог) Эдвин Берзиньш в беседе с корреспондентом «Росбалта» выразил надежду, что этот поезд может стать «первой ласточкой», а в перспективе у Латвии есть надежда стать крупнейшим транспортным хабом между Китаем и северными странами. «Мы работаем, чтобы могли не только по этому маршруту провезти поезда, но и по другому пути — через Казахстан, Россию, Белоруссию. Если честно, мы уже провели по нему, правда, не целый поезд, а 5 контейнеров, но это тоже хорошо прошло. Теперь надо с нашими коллегами, с нашими партнерами смотреть, где мы сможем что-то улучшить, может быть, быстроту, качество — мы просто будем над этим работать», — добавил Эдвин Берзиньш.
Правда, в упомянутом уже материале «Русской службы Би-Би-Си» автор с оптимизмом латышей явно не соглашается: «Для того, чтобы проект был рентабельным, груз должен идти в обоих направлениях. В Латвию прибыли текстиль и сантехника. А вот что Латвия повезет в Китай? Этого до сих пор никто не знает».
Действительно, по словам заместителя госсекретаря министерства экономики Латвии Динса Мерирандса, в обратную сторону в любом случае пойдет меньше товаров: «Такая проблема существует повсеместно. Если смотреть статистику, то грузов из Европы всегда меньше, чем в Европу», — заявил он изданию.
А пока «пробный» поезд и вовсе ничего в Китай не повезет, отправившись в обратный путь порожняком. «В этом поезде не было товаров, предназначенных для рынков ЕС. Нашему министру просто хотелось показать, что организовать такой поезд возможно», — сказал «Русской службе Би-би-си» депутат сейма Анрийс Матисс, сам в прошлом министр сообщений.
«У нас было соглашение с Interrail насчет организации публичного мероприятия и акцентирования Риги как нового, перспективного пункта в логистической карте Евразии», — заявил изданию председатель правления LDZ Loģistika Вернерс Лусис, подтвердив тем самым, что первый поезд был в значительной степени «рекламным».
А вот официальные лица, как им и положено демонстрируют оптимизм, стараясь при этом не «напугать» других, например, Белоруссию и Казахстан, перспективой отобрать у них их долю транзита. «Если Вы смотрите на Шелковый путь, на карту, которую все нарисовали, и можем найти любой город, любой порт, и везде можно найти грузы», — сказал посол Латвии в Китае Марис Селга беседе с корреспондентом «Росбалта».
«В принципе Латвия хорошо сотрудничает и с железной дорогой России, потому что самую большую часть пути прибывший из Иу поезд прошел по территории России, так что я думаю, что это показывает, что есть возможность для сотрудничества Латвии со всеми — и с китайской стороной, и с российской стороной», — добавил дипломат.
Справедливости ради, нужно отметить, что «прибытие поезда» было все же не единственным и не главным мероприятием упоминавшегося форума 16 +1. В частности, были подписаны «Рижские руководящие принципы», которые являются дорожной картой мероприятий в формате сотрудничества на 2017 год, а также «Рижская декларация», в которой определены действия по интенсификации сотрудничества по развитию портов, транспортных коридоров и инфраструктуры между странами Центральной и Восточной Европы и Китаем.
В ходе встречи был учрежден инвестиционный фонд 16+1, предусмотренный для финансирования совместных проектов с Китаем. Состоялось подписание меморандума о взаимопонимании между Министерством сообщений Латвии и Национальной комиссией по реформам и развитию Китая о содействии сотрудничеству в развитии индустриальных парков и портов.
Директор Института международных отношений (Рига) Андрис Спрудс, комментируя для «Росбалта» значимость прошедшего форума, отметил, что именно на транспортные связи между Прибалтийским и вообще — Восточноевропейским регионом и Китаем в настоящее время делается ставка. «В Белоруссии строится очень большой парк „Великий камень“, большой дистрибуционный центр, китайцы уже инвестировали несколько миллиардов. Тем более в ситуации, когда, видимо, в наших отношениях с Россией ситуация такая какая она есть, транспортные потоки могут уже немножечко уменьшаться в следующие года, очень важно работать в этом направлении», — сказал он.
Получится ли? Ну, надо полагать, до «второго поезда» вряд ли будет понятно, «претворятся ли планы в жизнь», и станут ли Латвия и другие страны Балтии важным звеном Шелкового пути.
Герман Напольский